Технология диагностической деятельности учителя

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема подготовлена к.п.н., доцентом Зайцевой Л.А.

Технология диагностической деятельности учителя.

Цели изучения темы:

 - сформировать у студентов понятие о педагогической диагностике, обеспечить выявление существенных характеристик педагогической и психологической диагностики;

-  начать формирование диагностических умений студентов.

План.

1. Понятие о педагогической диагностике, ее специфика. Взаимосвязь и особенности психологической, педагогической и социологической диагностики.

2. Оперативная и долговременная диагностика в образовательном процессе.

3. Инструментарий педагогической диагностики: методы, приемы, средства.                Условия эффективности педагогического диагностического исследования.

4. Типичные диагностические ошибки, их причины, способы коррекции.

Информационный блок.

Диагностическая деятельность учителя – это вид педагогической деятельности, направленный на распознавание свойств, характеристик и состояний всех  компонентов конкретной педагогической ситуации; на выработку оснований для принятия и выполнения учителем практических решений.

Любая деятельность включает в себя цель, предмет, средства и результат. Диагностическая деятельность имеет те же характеристики, что и всякая другая. Поэтому ее сущность можно раскрыть через названные категории. Основной характеристикой деятельности является ее предмет (то есть то, на что эта деятельность направлена). В качестве предмета  диагностической деятельности учителя могут выступать различные компоненты педагогического процесса: цель взаимодействия (то, что принято называть «диагностически заданными  целями»), учебно-познавательная деятельность детей (ее педагогические аспекты – степень сформированности учебных действий, знаний, направленность интересов и др.); деятельность самого учителя; личностные особенности ребенка и учителя, проявляющиеся в их взаимодействии; педагогические средства, которые использует учитель; наконец, это и результаты обучения и воспитания – уровни обученности и воспитанности.

Цель диагностической деятельности учителя – в выявлении информации, позволяющей учителю вырабатывать критерии анализа и оценки педагогических ситуаций, определять зону поиска педагогических решений  и их конструктивную разработку, регулировать действия учащихся и собственные профессиональные действия, оценивать эффективность результатов педагогического взаимодействия.

Результатом диагностической деятельности учителя является педагогический диагноз, который формулируется  с учетом выявленных особенностей, свойств и характеристик субъектов и компонентов педагогического процесса и структурно организуется  на основе соотношения «цель взаимодействия – индивидуальные особенности  ученика – педагогические средства».

К средствам диагностической деятельности учителя относятся: наблюдение, анализ детских работ, беседы, собеседования, метод независимых характеристик и др. Всеми перечисленными методами учитель пользуется ежедневно, наблюдая

Похожие материалы

Информация о работе