Мини-исследование на тему: «Развитие в классе коллектива», страница 2

    Ход выполнения: Для проведения методики участникам выдаются бланки, на которых каждый должен указать свою фамилию и имя и ответить на предложенные вопросы. Учащимся предлагается выбрать тот вариант ответа, который наиболее точно соответствует их мнению:

  1. Как бы Вы оценили свою принадлежность к классу, в котором учитесь?

a)  чувствую свою принадлежность к классу (5),

b)  участвую в большинстве видов деятельности (4),

c)  в одних видах деятельности участвую, в других - нет (3),

d)  не ощущаю своей принадлежности к классу (2),

e)  затрудняюсь ответить (1).

  1. Перешли бы Вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

a)  да, очень хотел бы перейти (1),

b)  скорее перешёл бы, чем остался (2),

c)  не вижу ни какой разницы, в каком классе учиться (3),

d)  предпочёл бы остаться в своём классе (4),

e)  очень хотел бы остаться в своём классе (5),

f)  не знаю, трудно ответить (1).

  1. Каковы взаимоотношения между учениками в Вашем классе?

На уроках:

a)  в нашем классе преобладает атмосфера взаимопомощи и взаимопонимания (3),

b)  ровные, спокойные отношения (2),

c)  недоброжелательные отношения (1),

d)  не знаю (1).

На различных мероприятиях (дискотеках, экскурсиях, походах):

a)  лучше, чем в большинстве классов (3),

b)  примерно такие же, как в других классах (2),

c)  хуже, чем в большинстве классов (1),

d)  не знаю (1).

Вне школы:

a)  достаточно много времени провожу со своими одноклассниками (3),

b)  иногда проводим время вместе (2),

c)  предпочитаю другое общество (1),

d)  не знаю (1).

4.  Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

a)  доброжелательные отношения на основе взаимоуважения и взаимопонимания (3),

b)  нейтральные (2),

c)  негативные (1),

d)  не знаю (1).

5.  Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?

a)  охотно принимают участие большинство учеников в классе (3),

b)  без особого желания и инициативы (2),

c)  предпочли бы вообще не принимать участие (1),

d)  не знаю (1).

    Результаты и их обработка. По данным бланков, заполненных учащимися, подсчитывается общее количество баллов:

18 - 21 - высокий уровень групповой сплочённости;

13 - 17 - средний уровень групповой сплочённости;

7 - 12 - низкий уровень групповой сплочённости.

«Экспресс» - методика по изучению психологического климата в коллективе.

    Ход выполнения: Психологический климат рассматривается как составляющая трёх компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Данная методика позволяет диагностировать каждый компонент в отдельности и сделать общий вывод о психологическом климате в конкретном классном коллективе. Учащимся требуется ответить на вопросы методики:

1.  Отметьте, пожалуйста, с каким из приведённых ниже утверждений Вы согласны в большей степени:

a)  большинство членов нашего классного коллектива - доброжелательные и отзывчивые люди,

b)  в нашем классе есть разные люди,

c)  большинство моих одноклассников - люди малоприятные и малосимпатичные.

2.  Считаете ли Вы, что хорошо, когда все ученики класса живут недалеко друг от друга?

a)  нет, конечно,

b)  скорее нет, чем да,

c)  не знаю, не задумывался об этом,

d)  скорее да, чем нет,

e)  да, конечно.

3.  Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

А) деловых качеств большинства Ваших одноклассников:

a)  да,

b)  пожалуй, да,

c)  не знаю, не задумывался об этом,

d)  пожалуй, нет,

e)  да, конечно.

Б) личных качеств большинства Ваших одноклассников:

a)  да,

b)  пожалуй, да,

c)  не знаю, не задумывался об этом,

d)  пожалуй, нет,

e)  да, конечно.

4.  На приведённой ниже шкале цифра 1 характеризует класс, который Вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который Вам не нравится вообще. Выберите цифру, которая, на Ваш взгляд, соответствует вашему классному коллективу:

1  2  3  4  5  6  7  8  9

  1. Если бы у вашего класса появилась возможность провести летние каникулы вместе с одноклассниками (например: пойти в поход), как бы к этому отнеслись?

a)  это бы меня вполне устроило,

b)  не знаю, не задумывался об этом,

c)  это меня совершенно не устраивает.

  1. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве ваших одноклассников, с кем они общаются во внеурочное время:

a)  нет, не мог бы,

b)  не могу сказать, не задумывался об этом,

c)  да, мог бы.

  1. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведённой ниже шкале цифра 1 соответствует неблагоприятной атмосфере, а цифра 9 характеризует коллектив, в котором царит атмосфера взаимопонимания и уважения. Какую цифру Вы бы выбрали для своего классного коллектива?

1  2  3  4  5  6  7  8  9

  1. Как Вы думаете, после окончания школы захотите ли Вы поддерживать отношения со своими одноклассниками (перезваниваться, встречаться):

a)  да, конечно,

b)  скорее да, чем нет,

c)  затрудняюсь ответить,

d)  скорее нет, чем да,

e)  нет, конечно.