Роль учителя в формировании личности. Альтернативные пути воспитания. Воспитательная проблема в школе

Страницы работы

30 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за  человечность , что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Роль учителя в формировании личности.

Задумываясь над сущностью процесса воспитания, нам необходимо вдуматься в слова Карла Маркса: “...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку” . В этой глубокой мысли воспитатель найдет объяснение очень сложных явлений многогранного процесса воспитания. Это прежде всего одна из главных, но и трудно уловимых граней нашей повседневной работы: воспитываем мы прежде всего не теми или иными методами или приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности. Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. Ибо с того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал. Методика воспитания школьного коллектива без глубокого разъяснения роли личности учителя немыслима точно так же, как немыслимо чтение без изучения азбуки.

Мысль К. Маркса о том, что в процессе воспитания человек, которого мы воспитываем, начинает относиться к себе как к человеку, является очень важной.

Отношение к самому себе как к человеку—эта черта духовной

Похожие материалы

Информация о работе