Роль учителя в формировании личности. Альтернативные пути воспитания. Воспитательная проблема в школе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за  человечность , что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Роль учителя в формировании личности.

Задумываясь над сущностью процесса воспитания, нам необходимо вдуматься в слова Карла Маркса: “...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку” . В этой глубокой мысли воспитатель найдет объяснение очень сложных явлений многогранного процесса воспитания. Это прежде всего одна из главных, но и трудно уловимых граней нашей повседневной работы: воспитываем мы прежде всего не теми или иными методами или приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности. Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. Ибо с того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал. Методика воспитания школьного коллектива без глубокого разъяснения роли личности учителя немыслима точно так же, как немыслимо чтение без изучения азбуки.

Мысль К. Маркса о том, что в процессе воспитания человек, которого мы воспитываем, начинает относиться к себе как к человеку, является очень важной.

Отношение к самому себе как к человеку—эта черта духовной

Похожие материалы

Информация о работе