План Мартти Ахтисаари. Сербия решительно отвергает предложение Ахтисаари, страница 19

Это с одной стороны означает, что албанцам в крае будет обеспечено, чтобы сами управляли своим собственным будущим и осуществляли свои интересы, и что Сербия, в соответствии с Уставом ООН, сохранит свою суверенность и территориальную целостность. Эти две вещи абсолютно возможно помирить. Для Сербии в таком случае вполне приемлемо, чтобы ООН осуществляли надзор над проведением и осуществлением существенной автономии Косово и Метохии внутри Сербии.

Насколько подобный подход, предлагаемый Сербией, является правильным, лучше всего можно увидеть если задаться вопросом какое из национальных меньшинств сегодня в мире посмело бы отклонить таким образом определенную существенную автономию.

Все мы, надеюсь, осознаем, что – если однажды допустить прецедент, и если национальным меньшинствам однажды предоставить право путем раздробления существующих государств нарушать Устав ООН – это будет означать, что мир перешел Рубикон. Подобный прецедент несомненно чреват крайне опасными последствиями для мира во всем мире.

Поэтому позиция Сербии гласит, что необходимо начать новый переговорный процесс с новым международным посредником, а также что мы должны сосредоточиться на обсуждении лучшей формы существенной автономии для края. Сербы и албанцы, повторяю, веками жили вместе, и недопустимым является вывод албанских сепаратистов о том, что совместная жизнь невозможна.

Истинные демократические начала и общепринятый принцип мультиэтничности подразумевают раздел ответственности за совместную жизнь. В таком разделении албанская сторона возьмет на себя все компетенции из согласованной существенной автономии.

Во всем мире находили разные решения для осуществления автономии национальных меньшинств, и недопустимо, чтобы только в одном случае только одно меньшинство получило исключительное право создать государство, и чтобы только для данного меньшинства недостаточным стала даже высшая форма автономии.

Пора нам вещи установить надлежащим образом, и начать непосредственные переговоры Белграда и Приштины. К сожалению, хотя Белград на этом настаивал, подобные переговоры до сих пор на деле не имели место.

Много раз упоминался факт, что прежний международный посредник Мартти Ахтисаари, прежде чем представить свое предложение, организовал лишь одну встречу, на которой речь шла о статусе края. Если все мы согласны с тем, что косовская проблема является сложной, то подразумевается, что подобный вопрос невозможно решить в ходе одной единственной встречи.

Поэтому необходимо высказать твердое решение, что непрерывный диалог двух сторон вплоть до достижения обоюдоприемлемого соглашения является единственным способом утверждения будущего устройства края, и – что особенно важно – что этот путь является обязательным для всех сторон. Если одна из сторон не хочет диалогом прийти к решению, а угрожает насилием, то необходимо утвердить четкие механизмы пресечения террора, т.е. его санкционирования.

Уважаемый господин председательствующий, Сербия сегодня конкретно предлагает, чтобы основой для нового переговорного процесса являлся всеобъемлющий разговор о проведении действующей Резолюции 1244. Сейчас настало время объективно рассмотреть осуществлены ли до сих пор, и в какой мере, обязательные условия, четко определенные данной резолюцией.

Более конкретно, Белград в полной мере поддерживает инициативу России, чтобы СБ оформила свою миссию, которая посетит Сербию, чтобы на месте убедиться в какой мере выполнены обязательные стандарты. Прежде всего миссии СБ можно лично убедиться в том, сколько изгнанных сербов за этих восемь лет вернулось в край.

Хорошо известно, что с 1999 года свыше 200.000 сербов изгнано из края. Только из столицы края, Приштины, изгнано свыше 40.000 сербов, и сегодня в Приштине живет лишь около 100 сербов. Что на деле означает то, что в столицу края не могут вернуться изгнанные сербы? Если бы им невозможно было вернуться в какие-то крайне недоступные места, может быть, иной и смог бы отыскать какую-нибудь логичную причину. Но факт, что изгнанные не могут вернуться, так как им небезопасно в столице края, и что им небезопасно также в других крупных городах, таких как Печ, Призрен, Урошевац, Гнилане, лучше всего свидетельствует о степени неисполнения стандартов, утвержденных Резолюцией 1244.