Начало войны: причины, основные этапы. Крупнейшие сражения (План-конспект урока по истории России в 9 классе)

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Затем учитель предлагает прочитать выдержки из приказа № 227 в конце параграфа и ответить на вопросы: чем можно объяснить появление подобного приказа? В чем вы видите его главный смысл? Какую роль сыграл этот приказ в ходе войны?

3. Оборонительный этап Сталинградской битвы. Рассказ о героической обороне Сталинграда учитель может дополнить отрывком из воспоминаний маршала Н.И. Крылова, помещенным в хрестоматии. Можно также зачитать приведенный ниже отрывок из воспоминаний немецкого генерала Г. Дёрра (в 1942—1943 гг. — начальник штаба 17-го армейского корпуса), предварительно поставив перед учащимися вопрос: в чем заключалась особенность битвы за Сталинград?

«Начавшийся в середине сентября период боев за сталинградский промышленный район можно назвать позиционной или «крепостной» войной. Время для проведения крупных операций окончательно миновало. Из просторов степей война перешла на изрезанные оврагами приволжские высоты с перелесками и балками, в фабричный район Сталинграда, расположенный на неровной, изрытой, пересеченной местности, застроенной зданиями из железа, бетона, камня. Километр как мера длины был заменен метром, карта генерального штаба — планом города.

За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за каждую кучу развалин велась ожесточенная борьба, которая не имела себе равных даже в период первой мировой войны с ее гигантским расходом боеприпасов. Расстояние между нашими войсками и противником было предельно малым. Несмотря на массированные действия авиации и артиллерии, выйти из рамок ближнего боя было невозможно. Русские превосходили немцев в отношении использования местности и маскировки и были опытнее в баррикадных боях и боях за отдельные дома; они заняли прочную оборону».

4. Сражения на Кавказе. Учитель предлагает учащимся прочитать соответствующий раздел учебника, заполнить таблицу и ответить на следующие вопросы: какую стратегическую цель преследовало немецкое командование, ставя перед войсками задачу овладения Кавказом? О чем свидетельствовала постановка подобной цели? Как вы думаете, почему немецким войскам не удалось выполнить эту задачу?

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения

1942 – 1943

Битва за Кавказ

1942

Демьянская операция, Ржевско - Сычевская операция

до 18 ноября 1942 г

Сталинградская битва

5. Советский тыл в годы войны. «Из выступления И. В.Сталина 3 июля 1941 г.», помещенным в конце параграфа. Прочитав документ, учитель спрашивает: почему в своей речи по радио Сталин обратился к народу со словами: «Братья и сестры!»? Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?

Можно также организовать обсуждение проблемного задания: что, на ваш взгляд, защищали советские люди в годы войны: Родину, социалистические завоевания, Сталина? Как бы вы объяснили широкое распространение на фронте лозунга «За Родину! За Сталина!»?

Как вы думаете, какие факторы позволили Советскому Союзу в короткий срок перестроить экономику на военный лад?

6. Разгром немецких войск под Сталинградом. В ходе рассказа учитель показывает на карте направления ударов советских войск под Сталинградом, направление контрудара танковой группы Манштейна.

7. Начало массового изгнания захватчиков с родной земли. Второй вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника, показывая на карте направления зимнего наступления Красной Армии и поясняя понятие «Курская дуга».

8. Битва на Курской дуге. Самостоятельная работа с учебником.

9. Битва за Днепр.

3. Закрепление. Учащимся предлагается повторить основные события второго и третьего периода войны.

4. Вывод. Таким образом, мы проследили основные события второго и третьего

Похожие материалы

Информация о работе