План-конспект внеклассного мероприятия для 10 класса на тему: "Феодальная раздробленность на Руси" (историческая игра), страница 2

4.  «И некий из вельмож рязанских... узнал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую, города разорены, церкви сожжены, люди убиты.... И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их... так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали» (Евпатий Коловрат).

5. Великий князь литовский, объединил под своей властью литовские и близлежащие земли Западной Руси, чтобы совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам, которые угрожали как с запада, так и с востока. Надеясь остановить натиск рыцарских орденов, согласился принять католичество, за что был коронован от имени папы. Однако он готовился к новой схватке с крестоносцами: заключил договор с галицко-волынским князем Даниилом, возобновил и укрепил связи с владимирским великим князем Александром Невским. В 1260 г., разгромив войска Ливонского и Тевтонского орденов, отрёкся от католичества. Успешно отражал нападения ордынских отрядов (Миндовг).

В. Историческая география

1.  Где и когда произошло первое вооружённое столкновение русских с монголо-та-тарами? (На реке Калке, в Приазовье в 1223 г.)

2. Назовите город, ставший первой столицей Золотой Орды. Где он находился и как переводится его название? (Сарай был расположен в низовьях Волги; слово «сарай» по-тюркски означает «дворец».)

3. По какому русскому княжеству и когда монголо-татары   нанесли  свой  первый удар? (Первой встретила врага Рязанская земля в 1237 г.)

4.  О защитниках какого города идёт речь в отрывке? На территории какого княжества он находился?

«„Братья! Умрём, чтобы на земле оставить добрую славу, а на небе получить венцы бессмертия!" И бились они семь недель. Ни одного города не было так трудно взять татарам.... Хан велел перебить всех в городе до единого, даже младенцев, и назвал (его) злым». (Козельск был расположен на территории Черниговского княжества.)

5. Узнайте город по описанию. Этот город был перевалочным пунктом для новгородских купцов и торговцев из Владимира, Рязани,  снабжавших Новгород хлебом. Здесь монголы рассчитывали пополнить оскудевший за зиму запас кормов. Но жители города заранее подготовились к схватке с противником; они в течение двух недель отбивали атаки врага. Даже овладев городом, монголы не смогли пополнить хлебные запасы, так как жители подожгли склады с зерном. (Торжок.)

Г. Культура

1. Определите по отрывку, кто автор и как называется произведение. «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым». (Владимир Мономах. «Поучение детям».)

2. Назовите самую почитаемую икону на Руси, которая стала её своеобразным символом. Эту икону считали защитницей Русской земли. Кто её создал? (Икона «Владимирская Богоматерь» была создана неизвестным греческим иконописцем, а по преданию - евангелистом Лукой.)

3.  Где находилось и как называлось самое высокое строение на Руси в XII в.? (Успенский собор во Владимире. Его высота достигала 32 м.)

4. Почему скульптура не получила большого распространения в древнерусском искусстве? Какое архитектурное сооружение XII в. уникально тем, что вся верхняя наружная часть его покрыта почти сплошь причудливой каменной резьбой? (Здесь можно увидеть более 500 скульптурных изображений: фигуры людей, зверей, птиц, фантастических существ, изображения неведомых растений, орнаменты.) (Дмитриевский собор во Владимире. Скульптура не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере.)

5. Со времён ордынского владычества в русский язык вошло много слов тюркского происхождения. Назовите известные вам слова. (Амбар, лошадь, арбуз, изюм, сарафан, богатырь, башмак, сарай, тамга, ярлык, карандаш, кафтан, кирпич, колпак, деньги.)

Д. Термины

1. Дайте определение следующим понятиям: уделы, вотчина, монархия.

(Уделы - владения младших членов княжеского рода; вотчина - наследственное земельное держание; монархия - форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит одному человеку и он передаёт её по наследству.)

2. По какому принципу образован терминологический ряд: баскак, ярлык, выход? (Русь под владычеством монголов.) Дайте определение этим терминам. (Баскак - представитель ордынского хана на Руси. Ярлык - ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах. Выход - регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.)

3. Кто лишний в ряду: посадник, тысяцкий,   рядович,   архиепископ?  Докажите свою точку зрения.

(Лишний в ряду - рядович, так как он относится к категории зависимых людей в Древней Руси. Это человек, заключивший с господином определённый договор («ряд») и обязанный выполнить какие-либо работы. Посадник, тысяцкий, архиепископ - это высшие должностные лица, которых выбирали на вече, и они осуществляли управление Новгородской землёй.)

5. Многие понятия и термины исторической науки имеют латинские и греческие корни. Определите термины, которые получены в результате буквального перевода их на русский язык.

Общественное дело. (Республика.)

Норма, правило. (Канон.)

Подведение итогов.