Методическая разработка урока на тему: «Изобретательская деятельность» по курсу «Человек и общество»

Страницы работы

Содержание работы

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Организационный момент

Учитель заходит в класс, приветствует учеников, проверяет отсутствующих.

Ученики приветствуют учителя.  Дежурный называет отсутствующих (если таковые имеются).

Изучение нового материала

Запишите тему сегодняшнего урока: «Изобретательская деятельность». Прежде чем начать изучение нового материала я предлагаю Вам выполнить небольшую практическую работу. Разделитесь на 3 группы, по 9 человек в каждой, для выполнения практического задания. Каждая из групп должны будут выполнить задания 1, 3, 4, 5, 6, 7 в конце параграфа 17 учебника. Первая группа должны решить задания 1, 3. Вторая группа, задания 4, 5. Третья -6, 7. Время на выполнение задания -15 минут. После выполнения задач каждая из групп должны ответить на вопросы: 1. Какие действия для решения задачи выполняла группа? 2. Что способствовало успешной работе? 3. Что мешало успешной работе? Приступайте!

Итак, подведем итог! Вами была проведена большая умственная работа, в ходе которой Вы занимались поисковой деятельностью. При решении этих заданий огромную помощь Вам оказали те знания, которые были получены Вами ранее, на других предметах. Алгоритм ваших действий ничем не отличается от деятельности изобретателя.

Рассмотрим подробнее особенности деятельности изобретателя, которые некоторые исследователи считают высшим проявлением  творчества и трудовой деятельности.

Запишите первый пункт плана: «Как делают изобретения?»  

Сам творческий процесс изобретательства, кА и его результаты, издавна привлекал людей. Как происходит изобретение нового, каким образом человек приходит к решению технической задачи, что движет неутомимыми изобретателями? Попробуем ответить на эти вопросы.

Исследователи творческого процесса в работе изобретатели выделяют различные этапы, но все они сходятся на том, что изобретательскому творчеству присущи желания, знания, умения. Эти три составляющие проявляются в разной степени на разных этапах изобретательства:

1). Сначала возникает желание усовершенствовать какое то устройство, механизм, принцип работы машины. Оно нередко бывает продиктовано стремлением  облегчить работу, сделать труд приятным, высвободить время и силы человека. На этом этапе изобретения еще нет, оно лишь предполагается, существует как общая идея. В деятельности ученого в этой фазе соответствует гипотеза, а в художественном творчестве замысел.

2). Напряженная умственная работа над идеей изобретения приводит к выработке схемы или плана решения поставленной задачи. На этой фазе главная роль принадлежит знаниям. Оперируя ими, изобретатель как бы проводит мысленные опыты, выстраивает модель, проверяя ее с помощью логики. Это наиболее творческий момент в его деятельности. Так, как новая техническая задача чаще всего не может быть решена традиционными способами, то у изобретателя возникает своего рода познавательно-психологический барьер, затруднение. Для его преодоления нужен своеобразный трамплин, который поможет подняться на новую высоту и решить задачу. Иногда трамплин-подсказка возникает как бы неожиданно, из совершенно иной области жизни, из неожиданного наблюдения. Подсказка воспринимается  как таковая при определенных условиях. Мысль ученого должна быть «настроена» на поиск ответов. Все возможные варианты решения должны быть проанализированы, многие из них отброшены как неудачные. Подсказка оказывается полезным людям, обладающим ассоциативным мышлением.

3). Когда решение найдено, остается воплотить его в реальном приспособлении устройстве. Здесь на первый план выходят умения, а творчество помогает увидеть и новые возможности для использования изобретения.

Как Вы думаете, какими качествами должен обладать изобретатель?

Да, действительно, в интеллектуальной сфере – это интуиция, богатая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний. В характере преобладает оригинальность, инициативность, упорство, колоссальная работоспособность, высокая самоорганизация, огромная впечатлительность, восприимчивость.

Запишите второй пункт плана: «Можно ли научиться изобретательству?»

Как Вы считаете, как можно стать изобретателем?

Стать профессионалом в любом виде деятельности в принципе может каждый.

В сущности, изобретательская деятельность состоит в решении особых задач. Алгоритм (последовательность, программа) может быть выработан для разных видов деятельности. Извлечение квадратного корня из числа, правила перехода улицы по сигналу светофора – все это может быть описано на языке алгоритмов. Но ведь изобретательская задача связана с поиском небывалого, нового решения. Около 30 лет назад был разработан алгоритм решения изобретательских задач. Основная идея заключается в том, что техника развивается закономерно. Изучение этих закономерностей дает возможность выделить приемы, играющие роль инструментов при решении изобретательских задач.

Любое изобретение обладает такими качествами, как решение технической задачи, новизна, существенное отличие от уже известного, полезный эффект. В отличие от открытия в науке, изобретение связано с созданием того, чего раньше не было в том виде, как это придумал изобретатель. А открытие означает обнаружение того, что уже существует в природе, но известно людям.

Возьмем, к примеру, закон земного притяжения и автомобиль. Что из них является открытием, а что изобретением?

Следующий пункт плана: «Как заставить знания работать?»    

Без знаний изобретательская деятельность невозможна. Но и любое большое количество информации не является надежной гарантией успеха изобретателя. Следовательно, нужны определенные знания. Проблема состоит не в том, чтобы набить голову сведениями на все случаи жизни, а в том, чтобы оживить эти знания, понять, почувствовать их возможности. Самое главное – решить задачу. Решение – основа изобретательской деятельности. В одних случаях такой задачей является совершенствование уже имеющейся технической системы, в других – поиск принципиально нового решения. В практике изобретательства на этом этапе деятельности нередко используют стандартные приемы, применявшиеся прежде в других случаях.

Если стандартным способом задача не решается, то изобретатель переходит к следующему этапу – модулированию. В задаче много «действующих лиц» - частей системы, подлежащей изменению. А в модели выделяются два ведущих, конфликт между которыми и есть техническое противоречие. Модель позволяет отвлечься от несущественного и избавляет от необходимости прорабатывать «лишние варианты».

Анализ модели помогает уяснить, какой элемент конфликтующей пары надо изменить. Правила такие - менять надо инструмент, а если этого невозможно добиться по условиям задачи, надо изменять внешнюю среду.

Следующий шаг – формулировка идеального конструкторского решения, т. е. такого, которое было бы возможно при отсутствии естественных ограничений. Если противоречие, содержащееся в реальной задачи, не может быть приближено к идеальному решению, то следует попытаться найти решение по частям., отдельно друг от друга. Это позволяет перестроить модель задачи, чтобы искать ответ отдельно для каждого элемента противоречия.

Изобретение, как правило, завершается оформлением заявки описания и формулы его. В описании указывается название изобретения, область техники, к которой оно относится, перечисляются ранее известные решения и их недостатки, излагается цель данного изобретения и подробно раскрывается его сущность и преимущества.

Попробуйте назвать известных вам изобретателей и их изобретения.

Права изобретателя защищаются законом. Современный закон гарантирует изобретателю право на вознаграждение. Он должен дать свое имя изобретению, принимать участие в его внедрении. Существуют и иные способы отличать изобретателя – призы выставок, медали, почетные звания и т.п. Но истинному изобретателю доставляет удовольствие сама изобретательская деятельность, а не только ее результат.  

Итак, сегодня мы изучили новую тему «Изобретательская деятельность». Эта деятельность является высшей формой проявления творчества в трудовой деятельности и имеет большое значение в жизни человека. Когда спрашивают: «Как стать изобретателем?», - подразумевают не простейшую изобретательскую деятельность, а возможность стать мастером своего дела. Но сначала надо стать профессионалом, а это доступно всем.       

Записывают тему урока,

Делятся на 3 группы по 9 человек в каждой, и приступают к выполнению практического задания. Обсуждают задачи, ищут пути решения. После выполнения работы объясняют свои действия и выделяют причины, которые способствовали решению задач, и которые наоборот мешали этому.

Действия: 1. сначала возникает замысел, желание решить задачу более простым способом.

2. Затем выстраивается план решения. Применяются знания, которые были получены при изучении других предметов. Происходит умственная работа, в ходе которой возникают затруднения, связанные с непониманием существа задачи, стремлением ограничиться стандартными путями решения.

3. Умственная работа приводит к возникновению различных подсказок, которые помогают найти правильный ответ.

Открывают тетради, записывают первый пункт плана и начинают слушать учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадях.

Отвечают на вопрос.

Домашнее задание

  1. Учить записи в тетрадях;
  2. Прочитать параграф 17 учебника;
  3. Ответить на вопросы после параграфа.

Спасибо за внимание! Все свободны!

Записывают домашнее задание в дневниках. Прощаются с учителем.

Похожие материалы

Информация о работе