Методическая разработка урока на тему: «Человек в системе экономических отношений» по курсу «Человек и общество»

Страницы работы

Содержание работы

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, очень приятно видеть вас сегодня! Пожалуйста, садитесь. Кто сегодня отсутствует?

Ученики приветствуют учителя. Садятся. Дежурный называет отсутствующих (если таковые имеются).

Изучение нового материала

Итак, сегодня на уроке мы продолжим рассматривать современную экономику. Пожалуйста, откройте свои тетради и запишите тему нашего занятия (тема и план записаны на доске заранее). «Человек в системе экономических отношений».

А теперь, поставьте в тетрадях цифру №1 и запишите первый пункт плана: «Человек и отношения собственности».

Каждый гражданин государства постоянно вступает в различные экономические отношения

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый в праве иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Многие имеют собственность, которая может приносить доход или создавать условия для трудовой деятельности, приносящей доход.

Иная ситуация в том случае, когда человек трудиться по найму на предприятиях, принадлежащих другим лицам или государству. Возникает проблема отчуждения.

В наше время на Западе чувство отчуждения от средств производства работников.

Перейдем ко второму пункту плана, запишите его «Человек и труд».

Современная действительность вызывает изменение роли человека в процессе производства, воздействует на содержание его трудовой деятельности.

Теперь нам необходимо ознакомится с понятием «предпринимательство». Запишите определение.

Гражданин Российской Федерации может начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения, приобретения или преобразования предприятия или договорившись с собственником об использовании его имущества.

Предприниматель использует имущество предприятия, формирует производственную программу, выбирает поставщиков сырья, исходных материалов и потребителей продукции, устанавливает на нее цены в соответствии с законом России. Он управляет предприятием, нанимает и увольняет работников, распоряжается прибылью предприятия. После уплаты налогов, платежей, дивидендов прибыль предприятия поступает в распоряжение предпринимателя.

Однако далеко не каждый может успешно заниматься предпринимательской деятельностью. Качества необходимые предпринимателю - инициатива, способность идти на риск, вести за собой людей, организовать работу, решительность, упорство, независимость экономического мышления, самостоятельность в суждениях и принятии решений.

И, наконец, мы переходим к последнему, четвертому пункту плана нашего сегодняшнего урока - «Доходы и расходы».

Вы имеет представление о доходах и расходах на своем личном опыте.

Что же такое «доход»?

? Ребята, назовите мне известные вам источники доходов

Какие же доходы можно считать достаточными для жизни? Какие обеспечивают высокий уровень жизни?

Это доходы, которые обеспечивают прожиточный минимум и составляют потребительскую карзину.

Запишите определения

Причины неравенства доходов на сегодняшнем уроке мы рассматривать не будем. Ознакомьтесь с материалом учебника самостоятельно и подумайте:

? Какие причины порождены обществом, а какие связаны с качествами того или иного человека?

Давайте подробней остановимся на понятии потребительского поведения и поведении потребителя при покупке товаров.

Возьмем среднего потребителя, каковыми мы с вами в основном и являемся. Это вполне разумный человек, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большее удовлетворение или полезность.

Денежный доход имеет ограниченную величину, а товары - заданные цены. Потребитель не может купить все, что ему хочется, и должен идти на компромисс. Он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг

? Как же правильно вести себя этому самому потребителю при покупке товаров

Молодцы, я вижу, вы уже стали разумными потребителями!

Таким образом, потребитель, будучи ключевой фигурой рыночной экономики, может выбирать модель своего поведения в зависимости от целого ряда условий (размер и стабильность дохода, состав семьи, структура потребления, различия в уровне образования и культуры и др.).

В многообразных видах экономической деятельности человек проявляет достигнутый им уровень экономической культуры. А сама эта культура служит одним из критериев цивилизованности.

Открывают тетради и

записывают тему урока.

Записывают первый пункт плана, кладут ручки и слушают учителя.

Записывают в тетрадях:

пути преодоления чувства отчуждения работников от средств производства преодолевается путем распространения акций, участие в управлении производством совместно с хозяевами собственности.

Для современной России преодоление подобных процессов проходит через проведение экономических реформ – разгосударствление, приватизацию собственности. Другое направление преодоления отчуждения работников – демократизация управления предприятиями, гуманизация условий труда.

Записывают в тетрадях второй пункт плана.

Записывают:

Существенно меняется соотношение между физическим и умственным трудом. Физический труд уходит несколько на второй план, выдвигаются такие человеческие способности, как умение анализировать, сопоставлять данные, ставить цели.

При усилении умственных функций труда возрастает творческое начало – способность оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения. С преобразованием вещественного фактора производства значительно увеличивается роль человеческого фактора. На данный момент в качестве главного источника роста производительности следует рассматривать людей. И как следствие этого стремление вызвать положительное отношение к труду.

Записывают  в тетрадях третий пункт плана.

Предпринимательская деятельность – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединении, направленная на получение прибыли.

Слушают учителя и осмысливают сделанные им выводы.

Записывают в тетрадь четвертый пункт плана.

Записывают:

Доход – это приток и денег, полученных в течение определенного периода времени (год, месяц).

Отвечают на вопрос:

- зарплата, жалование, оклад, премии; рента от собственности; проценты от сбережений, хранящихся в банке; дивиденды от акций; пенсии, пособия по социальному обеспечению, стипендии и т. п.; доходы от малого бизнеса.

Записывают:

Прожиточный минимум - это минимальная сумма денежных средств, доходов, достаточная для удовлетворения объективно необходимых потребностей. Он отражает стоимость минимально приемлемых норм питания и минимального количества непродовольственных товаров и услуг.

Потребительская корзина, или потребительский бюджет - это общая сумма затрат на обеспечение среднестатистического потребления человека (или семьи) в определенный период времени. Потребительский бюджет означает более высокий уровень потребления по сравнению с прожиточным минимумом, бюджет среднего потребителя. Он обеспечивает нормальные условия жизни, но не позволяет выйти за рамки необходимого.

Помечают в тетрадях задание учителя.

Слушают учителя и осмысливают сделанные им выводы.

Вступают в дискуссию:

Звучат мнения о необходимости наличия у продавца сертификата и необходимости проверки срока годности товара, наличие гарантии и соответствующего штампа в техническом паспорте товара и т. п.

Слушают учителя и осмысливают сделанные им выводы.

Домашнее задание

1.Учить записи в тетрадях;

2. Прочитать &16 учебника;

3. Ответить письменно на вопросы после &;

Незабудьте! На следующем уроке у нас тест по всей теме «Современная экономика».

Записывают задание на дом в дневниках.

Похожие материалы

Информация о работе