История стран Востока: Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям

Страницы работы

Содержание работы

8. Брежнев, А. А. Россия и крестьянская война тайлгогов / А. А. Брежнев //Документы опровергают.- М., 1982.

Методические рекомендации

Причины крестьянской войны тайпинов следует раскрывать, используя характеристику аграрных отношений, сложившихся в то время в Китае, отношений между китайцами (ханьцами) и правившей маньчжурской династией Цин, анализ последствий первой англо-китайской «опиумной» войны.

Изложив развитие событий крестьянской войны тайпинов (в соответствии с планом семинарского занятия), необходимо проанализировать основные реформы и преобразования, в том числе формирование государственной аппарата Тайпин тяньго, создание армии и ее структуру, основные программные документы восставших.

Нарастание противоречий внутри тайпинского государства обусловлено самим характером крестьянской войны. Анализ структуры сил, принявших участие в войне, характера власти позволит определить причины распри между вождями тайпинов (Хун Сюцюанем, Ян Сюцином, Вэй Чанхоем, Ши Дакаем), поможет понять закономерность формирования новых феодалов-ванов и реставрации феодальных порядков. Упадок и гибель тайпинского государства были обусловлены внутренним кризисом, наступлением внешнего врага, в лагерь которого входила и правящая династия Цин, поддержанная империалистическими державами (Англией, Францией, США).

Восьмой вопрос плана семинарского занятия предполагает подготовку одним из студентов специального сообщения по историографии проблемы.

Девятый вопрос предусматривает подготовку студентами варианта урока по указанной теме с последующим обсуждением на занятии.

ТЕМА 2. Превращение Китая

в полуколонию империалистических держав.

Общественно-политическое движение

конца XIX - начала XX в.

1. Социально-экономическое развитие Китая в последней трети ХГХ в.

2 Деятельность реформаторов (1895-1898 гг.). «Сто дней реформ».

3 Зарождение буржуазно-национального движения.

4. Стихийная антиимпериалистическая борьба народов Китая. Начало движения ихэтуаяей (1898 - март 1900 г.).

128


5.  Нарастание народного движения и предательская политика Цинского правительства.

6.  Интервенция империалистических держав (июнь - август 1900 г.).

7.  Поражение восстания (сентябрь 1900-1901 г.).

8.  Историческое значение восстания ихэтуаней.

Источники и литература

1.  Восстание ихэтуаней: Сб. док.- М., 1968.

2.  Васильев, Л. С. История Востока / Л. С. Васильев: В 2 т.- Му 1994.-Т. 2.

3.  Новая история Китая- М., 1972.

4.  Сунь Ятсен. Избранные произведения / Сунь Ятсен.- М., 1964.

5.  Калюжная, Н. М. Восстание ихэтуаней 1898-1901 гг. Историо графия / Н. М. Калюжная.- М., 1973.- Гл. 3.

6.  Калюжная, Н. М. Восстание ихэтуаней / Н. М. Калюжная // Исто риография стран Востока.- М., 1978.

7.  Калюжная, Ы. М. О характере тайного союза Ихэпуань / Н. М. Ка люжная // Тайное общество в старом Китае.- М., 1970.

8.  Тихвинский, С. Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX ве ка и Кан Ювей / С. Л. Тихвинский.- 2-е изд. доп.- М., 1980.

9.  Тихвинский, С. Л. Завещание китайского революционера (Сунь Ятсен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов) / С. Л. Тихвин ский.- М., 1986.

10.  Сидихменов, В. Я. Маньчжурские правители Китая / В. Я. Сидихменов.- М., 1988.

Методические рекомендации

Для понимания истоков и специфики формирования общественно-политической мысли Китая на рубеже двух столетий необходимо познакомиться с исторической ситуацией, сложившейся в стране к этому времени. После разгрома тайпинов в правящих кругах китайской империи росло осознание того, что для преодоления отсталости страны необходимо использовать технические достижения Запада и таким образом укрепить свое военно-полигическое могущество. Так зародилась концепция «самоусиления», особенность которой состояла в незначительных изменениях в области техники и промьпцленности при неизменной политической системе, экономике, взаимоотношениях с внешним миром.

129


Начало деятельности реформаторов связано с ростом зависимости Китая от иностранных держав, крахом политики «самоусиления», национальным позором, вызванным поражением в войне с Японией, с подъемом народного движения, тесно связанного с тайными обществами. В деятельности и взглядах реформаторов заслуживает внимания использование ими идей конфуцианства для обоснования необходимости реформ.

Студентам необходимо проанализировать главные идеи в сочинениях Кан Ювея, проследить формирование револю1шошю-демократкческого движения, которое ставило своей целью развернуть вооруженную борьбу с Цинской династией и провести коренные преобразования в обществе, используя западную демократию в качестве образца.

Далее следует внимательно изучить идеи ихэтуаней, отличавшиеся идеализацией прошлого, и их основные лозунги; позицию Цинского правительства и поведение иностранных держав в период восстания.

ТЕМА 3. Синьхайская революция 1911-1913 гг. и учреждение китайской республики

1.  Социально-экономическое и политическое развитие Китая в на чале XX в. Предпосылки революции.

2.  Консолидация революционных сил. «Три народных принципа» Сунь Ятсена.

3 Основные этапы Синьхайской революции:

а) вооруженная борьба за свержение Цинской династии (октябрь 1911г.-февраль 1912 г.);

б) борьба за власгь между реакцией и республиканской буржуазией и победа реакции во главе с Юань Шикаем;

в) образование партии Гоминьдан и «вторая революция» 1913 г.

4.  Позиция империалистических держав в период революции.

5.  Характер, итоги и значение революции.

6.  Тема «Синьхайская революция» в школьном курсе новой исто рии. Содержание и методика преподавания.

Источники и литература

1.  Синьхайская революция (1911-1913 гг.): Сб. док. и материалов.М, 1968.

2.  Новая история стран Азии (вторая половина XIX - начало XX в.) / Под ред. В. И. Овсянникова.- М., 1995.

130

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
218 Kb
Скачали:
0