Общее понятие о дидактике. Сущность процесса обучения, его функции и структура. Виды обучения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Т.М. Пономарева

К вопросу №5 «Общее понятие о дидактике. Сущность процесса обучения, его функции и структура. Виды обучения».

Методические указания для студентов при подготовке ответа на вопрос «Виды обучения».

 А. Логика ответа.

1. Основания для выделения видов обучения. Чем обусловлено возникновение различных видов обучения?

2. Характерные черты различных видов обучения. Их достоинства и недостатки.

3. Факторы, определяющие выбор учителем того или иного вида обучения.

Б. Основные акценты в содержании ответа.

1. При определении оснований для выделения различных видов обучения обратите внимание на то, что под видом обучения понимается сложная система, включающая в себя и содержание, и технологию обучения.  Виды обучения различаются по характеру познавательной деятельности учащихся, по построению содержания, методам и средствам обучения. В дидактике исторически (в зависимости от потребностей общества, от целей образования) сложились догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное обучение. Данные виды обучения определяются, исходя из характера познавательной деятельности учащихся.

2. При характеристике видов обучения сделайте акцент на этапах деятельности учителя и учащихся, подчеркните достоинства и недостатки каждого вида обучения. Ответ проиллюстрируйте примерами на материале вашего предмета. 

Исторически первым видом систематического обучения является догматическое обучение, широко распространившееся в средние века. Для него характерно преподавание на латинском языке, поскольку основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Главными видами деятельности учащихся были слушание и механическое заучивание. Отличительной особенностью этого вида обучения был отрыв формы от содержания.

На смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное обучение - вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Его методологической основой является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположником этого вида обучения является Я.А. Коменский. Основная цель этого вида обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.

При объяснительно-иллюстративном обучении деятельность учителя и учеников организуется следующим образом:

- учитель информирует о новых знаниях; ученик воспринимает информацию, обнаруживает первично понимание;

- учитель организует осмысливание учебной информации; ученик осмысливает, углубляет понимание учебного материала;

- учитель организует обобщение знаний; ученик обобщает усвоенный материал;

- учитель организует закрепление учебного материала; ученик закрепляет изученное путем повторения;

- учитель организует применение знаний и оценивает степень усвоения; ученик применяет изученное в упражнениях, заданиях. 

Объяснительно-иллюстративное обучение требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.

При проблемном виде обучения учитель не только сообщает конечные

Похожие материалы

Информация о работе