Дидактическая характеристика школьного учебника

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Дидактическая характеристика школьного учебника

(к вопросу № 8 – Федеральный, национально-региональный и школьный компонент Базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений. Дидактическая характеристика школьного учебника.)

Истлентьева Л.М.

Логика ответа: 1) Понятие «учебник». Основные функции учебника. 2) Структура учебника. 3) Основные подходы дидактического анализа учебника.

При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что содержание образования определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебной литературе.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Под «учебником» следует понимать развернутую во времени и пространстве содержательную программу деятельности обучения, построенную как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета с помощью дидактических средств управления познавательной деятельностью учащихся и организации процесса усвоения. Такое определение понятию «учебник» дает И.К. Журавлев. Работая над содержанием  материала по этому вопросу, обратите внимание на то, что учебник должен обеспечить сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. Следует помнить, что учебник является моделью целостного процесса обучения, т.е. учебник, с одной стороны, выступает в качестве проекта современного содержания образования, а с другой стороны, современного процесса обучения. Поскольку в учебнике содержится весь учебный материал, распределенный во времени, а также примерный способ его конкретного изучения, его следует считать сценарием, т.е. тактической моделью реального учебного процесса. Учитель же вносит в учебный материал и способ его передачи те или иные изменения в зависимости от конкретных педагогических ситуаций, своего понимания и своих профессиональных умений.

Выполняя роль модели, стратегической и тактической, учебник обнаруживает свою основную функцию. Он включает содержание образования, которое должно быть в той или иной мере усвоено учащимися. Вместе с тем он проектирует учебный процесс, т.е. организацию этого усвоения. Следовательно, главная функция учебника – руководство процессом усвоения содержания образования, руководство процессом познавательной деятельности учащихся.

Обратите внимание на то, что от главной функции зависят и другие функции. Основной способ их поиска и определения – соотнесение цели обучения, главной функции учебника и процесса обучения с его элементами. Разумеется, при этом учитываются возможности учебника, свойственные ему средства. Совокупность частных функций составляют: информационная, систематизирующая, функция средства закрепления и самоконтроля, средства самообразования, интегративная, координирующая, развивающее-воспитательная (по Д.Д. Зуеву). Все эти функции представляют собой детализацию функции руководства процессом усвоения содержания образования (учебного материала).

Руководство процессом усвоения содержания образования возможно при двух исходных условиях: если в учебнике постепенно раскрывается весь учебный материал, подлежащий усвоению (информация, способы деятельности репродуктивной и творческой, отношения) и если раскрыты средства, приемы и основные шаги, ведущие к усвоению учебного материала.

Рассматривая вопрос о структуре учебника, помните, что главным компонентом учебника является текст и внетекстовые вспомогательные компоненты

Похожие материалы

Информация о работе