Нравственное, гражданское и патриотическое воспитание в современной школе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

№ 28.

Нравственное, гражданское и патриотическое воспитание в современной школе

1. Прежде всего, необходимо отметить, что нравственное, гражданское и патриотическое воспитание – это основные составляющие содержания воспитания. В связи с этим, можно дать определение из УМК по общей педагогике: содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения.

2. Обоснуйте актуальность нравственного, гражданского и патриотического воспитания в современной школе, используя учебник по педагогике Б.Т. Лихачева, проект Государственной программы по воспитанию (2004г.) и другие документы, опыт Вашей учебно-практической деятельности в школе. Кратко охарактеризуйте негативные явления, которые наблюдаются в современном обществе и школьной практике (низкий авторитет власти, криминальная обстановка в стране, пренебрежительное отношение к памятникам культуры и окружающей среде, детская беспризорность, культ бездуховности, насилия, порнографии, равнодушие, примитивизация и цинизм в отношениях между людьми, национальная вражда и др.)

3. Объясните, почему нравственное воспитание является фундаментом всей системы воспитательной работы. Соотнесите понятия  “нравственное воспитание”, “гражданское воспитание” и “патриотическое воспитание”, используя следующие определения:

Нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;  ознакомление с нравственными идеалами, требованиями  общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний  в  нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек (В.В.Воронов).

Нравственность – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.).

Гражданское воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений (Б.Т. Лихачев).

Гражданственностьнравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение

Похожие материалы

Информация о работе