Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе, страница 2

Рациональная форма отношений направлена на развитие сферы сознания личности. Она предполагает формирование у учащегося системы понятий и представлений об эстетической культуре, т.е. овладение теоретическими знаниями. Ключевыми в этом вопросе являются понятия «эстетика», «эстетическая категория», «категория прекрасного» в искусстве и человеческих отношениях,  «эстетическая культура». 

Эмоциональная форма отношений предполагает восприятие системы теоретических знаний через их эмоциональное личностное осмысление. Воспринимая произведения искусства, учащиеся испытывают сопереживание явлениям и событиям, которые в них отражены. Этот опыт эмоционального отклика формирует потребность к эстетической организации своей жизни. Для становления рациональных и эмоциональных отношений в контексте эстетического воспитания используются методы формирования сознания личности, например, разъяснение, внушение, диспут, обсуждение произведений искусства (книг, спектаклей, кинофильмов).

Задачи эстетического воспитания, связанные с формированием рационального и эмоционального отношений учащегося возможно решать в ходе учебной и воспитательной деятельности.  В учебном процессе для решения задач эстетического воспитания целесообразно использовать эстетический потенциал дисциплин гуманитарного цикла – русского языка и литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, физической культуры и других предметов в соответствии с учебным планом образовательного учреждения (мировая художественная культура, краеведение).

Вырабатываются эстетические знания и эмоциональная реакция на них  в процессе выполнения конкретных воспитательных дел, т.е. в поведенческо-деятельностной форме отношений. Для организации эстетической воспитательной деятельности целесообразно использовать методы организации деятельности и методы стимулирования – игра, пример, общение, организация творческой деятельности, соревнование.

Таким образом, теоретические эстетические знания и их эмоциональная оценка приводит к определенному типу действий и поступков.

Эта деятельность может быть инициирована учителем, и в этом случае она является фактором,  формирующим эстетическую культуру, а может быть результатом отражения сложившейся системы отношений учащегося, тогда деятельность можно рассматривать как критерий сформированности эстетической культуры и показатель результативности эстетического воспитания.

5.  Формы эстетического воспитания.

Системообразующим фактором организации эстетического воспитании является художественно-эстетическая и познавательная деятельность. Формы эстетической воспитательной деятельности ориентированы на общечеловеческие ценности, воспитание творческой активности (индивидуальной и групповой), воспитание творческой рефлексии, обращение к истории национальной художественной и духовной культуры.

Современная педагогическая практика накопила большой опыт организации и проведения эстетических воспитательных дел различной направленности: художественных, литературных, музыкальных и т.д. Среди них традиционные формы: конкурсы, викторины, праздники, кружки, творческие объединения, а также новые проекты: ученический театр, поэтические олимпиады, эстафеты любимых занятий и др.

В деятельности некоторых образовательных учреждений эстетическое воспитание учащихся становится приоритетной целью учебно-воспитательной деятельности, например, Киреевская школа-театр.

6. Взаимодействие эстетического воспитания с другими направлениями воспитательной деятельности.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего интеллектуального развития. Эстетическое воспитание имеет огромное значение для формирования нравственности. Эстетическая культура как составная часть культуры духовной предполагает умение отличать прекрасное от безобразного не только в искусстве, но и в жизни – в труде, быту, поведении человека. Эстетическое наслаждение вызывают не только произведения искусства, но и добрые дела, проявления личного благородства. Высокая культура труда без развития чувства прекрасного тоже недостижима. Много элементов красоты включает физическое воспитание: гармония развитого, здорового тела, хорошей осанки, походки, изящных и энергичных движений облагораживает жизнь и поведение человека, образ его мыслей.