Методические рекомендации к практическому занятию по теме: «Особенности действия основных экономических законов и потребительское поведение на фармацевтическом рынке»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

графики зависимости величины предложения от цены и неценовых детерминант.

в) рассчитывать прогноз величины спроса на ЛП при изменении цены.    г) рассчитывать коэффициенты подоходной эластичности.

1. Цели занятия

Уметь:

6. Изучать закономерности спроса на лекарственные средства; влияние на спрос социально-демографических факторов, структуры заболеваемости, цен, доходов населения;

38. Рассчитывать коэффициенты ценовой эластичности спроса и предложения;

Знать:

62. основные положения законодательных актов, правительственных постановлений, приказов в области  охраны здоровья населения и деятельности в сфере обращения ЛС;

63. основы концепции фармацевтической помощи;

71. основы экономики и учета  хозяйственно-финансовой деятельности аптеки;

74. особенности поведения потребителей ЛС и ИМН;

Владеть:

82. основными   методами   фармакоэкономики,   планирования экономических показателей, формирования цен и анализа рыночных возможностей аптечных организаций;

83. приемами разработки бизнес-плана;

2. Узловые моменты теоретического материала по теме

1.  Управление и экономика фармации: учебник под ред. В.Л. Багировой – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004 г. – 720 с., стр. 179 – 198.

2.  Лоскутова Е.К., Савельева З.А., Зайцева З.И. Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999. -176с.,  стр. 25-43.

3.  Энджел Д. Поведение потребителей. – С-Пб.: Питер Ком, 1999. – с. 129 – 157

4.  Лекционный материал

3. План проведения занятия.

1. Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач занятия. – 5 мин.

2. Ответы преподавателя на вопросы студентов – 5 мин.

3. Входной контроль по вопросам для контроля и коррекции исходного уровня знаний – 30 мин.

4. Проверка входного контроля – 10 мин.

5. Разбор теоретического материала по теме по вопросам для самоподготовки (40 мин):

-  Рынок как экономическая категория, понятие, виды обменов.

-  Организация действия основных экономических законов в условиях фармацевтического рынка.

-  Особенности современного фармацевтического рынка.

-  Особенности экономики аптеки.

-  Действие законов спроса  на фармацевтическом рынке, ценовые и неценовые детерминанты спроса.

-  Характеристика понятий: поведение потребителя, потребительское поведение на фармацевтическом рынке.

-  Анализ потребительского поведения.

-  Сравнительная характеристика поведения различных типов потребителей на фармацевтическом рынке при выборе товаров и услуг.

6. Разбор практической части занятия (5 мин).

7. Выполнение практической работы (70 мин) решение ситуационных задач и задач на расчет по вариантам, предложенным преподавателем

8. Проверка выполненного задания в практикуме, подписание  рабочей тетради (10 мин).

9. Подведение итогов практического занятия, выдача домашнего задания – 5 мин.

4.Виды деятельности студента.

  1. отвечает на вопросы;
  2. выполняет задания тестового контроля;
  3. решает ситуационные задачи;
  4. выполняет практические задания -
  5. рассчитывает коэффициенты ценовой эластичности спроса и предложения,
  6. изучает закономерности спроса на лекарственные средства; оценивает влияние на спрос социально-демографических факторов, структуры заболеваемости, цен, доходов населения.

5.Оснащение занятия.

1.  Практикум «Основы экономики аптек»

2.  Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития

3.  Калькуляторы

Справочные схемы, таблицы

Таблица 1.

Факторы, влияющие на спрос на лекарственные препараты

Ценовые детерминанты спроса

Неценовые детерминанты спроса

  Р               D2

D1

  Р1

Р0

                       Q2     Q1    Q0       Q 

Р

                                                Уменьшение

              D2        D         D1       Увеличение

 


   Р0

Q2          Q0       Q1                   Q

Наличие товаров -субститутов (взаимозаменяемых товаров): чем больше заменителей у данного товара, тем эластичнее спрос на него

Изменение предпочтений потребителей. Возрастание потребительских предпочтений может быть вызвано рекламой того или иного ЛП, изменениями моды; неблагоприятное влияние на вкусы потребителей может оказать, например, информация о побочных действиях ЛП

Доля потребительского бюджета, отведенного на данный товар: чем больше удельный вес в бюджете потребителя занимает продукт, тем выше эластичность спроса на него.

Изменение доходов потребителей. Влияние дохода на спрос описывается коэффициентом подоходной эластичности:

(Q1 – Q0) / Q0

Ei= -----------------------

(I1 – I0) / I0

где I0, I1 - доход; Q0, Q1- количество приобретаемых товаров

Коэффициент подоходной эластичности (Ei) показывает, как изменится спрос на товар при изменении дохода на 1 %. Увеличение дохода покупателя по-разному влияет на рыночный спрос конкретного товара. Для большинства товаров, так называемых «нормальных благ» или товаров высшей категории, спрос с увеличением доходов возрастает, т. е. эластичность спроса по доходу является величиной положительной

i >0). Если рост дохода вызывает падение спроса, т. е. эластичность спроса по доходу является величиной отрицательной (Е, < 0), то такие товары называют товарами низшей категории). Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0 < Ei < 1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если коэффициент больше единицы, то анализируемый  товар относится к предметам роскоши

Время приспособления к изменению цены: спрос более эластичен в долгосрочном периоде, так как потребители с течением времени получают больше возможности для подбора замены

Число покупателей на рынке. Увеличение числа потребителей конкретного ЛП приводит к увеличению спроса, и наоборот

Степень необходимости в товаре: чем более необходим данный товар потребителю, тем менее эластичен спрос на него

Изменение цен на сопряженные товары. Для измерения зависимости спроса от цены на сопряженные товары существует коэффициент перекрестной эластичности (exy), который показывает, как изменится величина спроса на продукт (X) при изменении цены на продукт (Y)  на 1%:

(Q1X – Q0X) / Q0X

Exy= -----------------------

(P1Y– P0Y) / P0Y

где - количество приобретаемого товара X; Р0, p1— цена на товар Y,

% изменение количества X

или Exy = ------------------------------------                      % изменение цены Y

При анализе перекрестной эластичности следует различать взаимозаменяемые, взаимодополняющие и независимые товары. К взаимозаменяемым товарам (товары-субституты) относятся синонимы и аналоги ЛП, например седуксен и реланиум.

Если товары взаимозаменяемые, то повышение цен на один товар влечет за собой повышение спроса на другой, его заменяющий xy > 0). Если товары взаимодополняющие (товары-комплементы), например масло какао и свечи с маслом какао

Похожие материалы

Информация о работе