Сущность культуры. Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Культурология как наука

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

                                        http://anyr.at.tut.by

                           Набрано по конспекту лекции Сироткина А.А.

                           = ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ =

                                     ____________________________

                                         1 СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

К-ра  -  исторически  сложившийся  уровень  развития  общества, творческих сил и

способностей  человека, выраженный в типах и формах организации людей, а также в

созданных ими духовных и материальных ценностях.

Функции культуры:

1.         приспособительная;

2.         познавательная;

3.         информативная;

4.         коммуникативная;

5.         регулятивная;

6.         оценочная;

7.         разграничительная;

8.         социальная.

       2 КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ РАЕЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

К-ра в художественном смысле проявляется через искусство, которое включает:

1.  ЛИТЕРАТУРА  - произведения письменности, имеющие общественное значение. Лит.

бывает художественной, научной и эпистолярной.

2.  АРХИТЕКТУРА  -  ис-во проектировать и строит сооружения, а также сооружения,

создающие материально-организационную сферу для жизни и деятельности чел.

3. СКУЛЬПТУРА - вид изобразительного ис-ва, произведения которого имеют объемную

трехмерную  форму  и выполнены из твердых или пластических материалов. Различаю:

круглую  (статуя,  бюст, рельеф) и станковую. Ск. включает в себя виды убранства

арх. соору жений (атланты, кариотиы, фронтонные).

4.  ЖИВОПИСЬ  -  вид  изобразительного  ис-ва,  произведения  которого созданы с

помощью  красок,  наносимых  на поверхность. Жанры: историч, батальная, бытовая,

пейзажная    и    т.д.    Различают:    манументально-декоративную,   станковую,

декорационную, икон опись, панораму и диораму.

5.   ГРАФИКА  -  вид  изобразительного  ис-ва,  включающий  рисунок  и  печатное

художественное  произведение,  основанное на ис-ве рисунка. Различают: станковая

(рисунок, эстами, лубок), прикладная (марки, экслибрисы), плакатная.

6.  МУЗЫКА  -  вид  ис-ва, отражающий действительность в звуковых художественных

образах.  Различают:  вокальную,  инструментальную  и вокально-инструментальную.

Жанры: опера, песня, танец, марш, соната и т.д.

7.  ТЕАТР  -  род  ис-ва,  специфическим  средством  выражения которого является

сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8.  КИНО  -  род  ис-ва,  произведения  которого основаны на киносъемке реальных

событий.

9.   ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ   ИС-ВО   -   создание  худ.  произведений,  имеющих

практическое  назначение.  Все  виды  и роды ис-ва имеют свою средства и способы

выражения.

                                      3 КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

Культурология  -  наука о сущности, формировании, развитии и способах постижения

культуры.   Основоположники:   Викко  (1668-1774),  Гердер  (1744-1803),  Гегель

(1770-1831).   К.   комплексная  наука  (антропология,  психология,  демография,

семиотика,  философия,  социоло  гия  и  т.д.), но опирается она прежде всего на

философию.   Ее   источником   является   история.   Метод  к.  -  это  единство

внерационального понимания и рационального объяснения. Внерациональное понимание

заключается   в   целостной   интуитивно-смысловой   причастности  су  бъекта  к

исследуемому  явлению.  В к. первичное понимание предшествует объяснению. Задача

к.  -  осуществление  диалога  к-р,  входе  которого  мы  приобщаемся  к  другим

культурам, смысловым мирам, но не растворяемся в них.

                                   4 ОБЩЕСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

1.  ГЕРДЕР  (1744-1803)  К-ра - результат космогенеза и геогенеза. Язык является

предпосылкой  развития  и  связующим  звеном  между  культурами. Гердер признает

самобытность культур, их своеобразие и равноценность.

2.  КАНТ  (1721-1804) К-ра дана человеку Богом, и она - это то единственное, что

отличает  его  от  животного. В основе к-ры лежит категорический императив, т.е.

внутреннее повеление добру. Нравственным может быть только свободный человек.

3.  ГЕГЕЛЬ  (1770-1831) К-ра - это реализация мирового духа. Этот дух преследует

свои всеобщие цели, которые нельзя объяснить как совокупность замыслов отдельных

людей.  Каждая  конкретная  историческая  к-ра  -  лишь ступенька в саморазвитии

мирового  духа.  Симв  олическое  воплощение мирового духа - к-ра, объективное -

государство.

4. ТОЙНБИ (1889-1975) Развитие культуры возможно в результате духовного развития

совершенствовании  религии,  которая  должна  стать  общечеловеческой. Он создал

теория "вызов-ответ", которая объясняет развитие общества. Т. делит все общество

на творче ское большинство и пассивное меньшинство, идущее за меньшинством.

5. ШВЕЙЦЕР (1885-1965) В своей доктрине "Благоговение перед жизнью" он определил

сердцевину  культуры  -  безграничную  ответственность  человека за все живое. А

материальные достижения - еще не культура, а лишь ее оболочка.

                                       5 НАТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

1. ФРЕЙД (1856-1939) Половой инстинкт (либидо) находит свое выражение не столько

в   половом   акте,  сколько  в  культурном  творчестве.  Переключаемая  энергия

увеличивается  путем  сублимации.  Из  этого  следует,  что культура строится на

отказе  от влечений и ее главная предпосылка неудовлетворенность. Однако избыток

запретов и ограничений приводят к агрессии, заболеваниям и самоубийствам.

2.  ЮНГ (1875-1961) Разработал теорию коллективного бессознательного. К.б. - это

своего  рода осадок от первичного душевного опыта человека. Оно имеет культурное

происхождение  и  не  передается биологическим путем. К.б. состоит из архетипов.

Это не образ, а некоторое фундаментальное переживание, которое лишено какой-либо

предметности,  это  первосмысл.  На архетипах построена вся психика человека. Ю.

считал,  "нельзя  укротить демонов в душе, но их можно приручить". Религия (Бог)

является  уравновешивающим  фактором  в  душе человека, поскольку сам человек не

может  объяснить  все.  В результате развития цивилизации, религия потеряла свои

позиции и равновесие нарушилось, что привело к массовым эпидемиям.

3.  ВЕРНАДСКИЙ  (1863-1945) Разработал учение о Ноосфере. Он считал, что человек

представляет   собой  особый  тип  энергии,  который  связан  с  его  умственной

деятельностью.  В процессе развития человек стал самостоятельным геологическим и

биологическим фактором, который воплощается в сфере разума.

                                        6 СОЦИООГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

1.  ЭЛИОТ (1888-1965) Всеобщая стандартизация и узко материальный подход к жизни

ведут  к  подавлению  в  человеке  творческого начала. Э. делил об-во на элиту и

непосвященную массу. Элита могла быть только из привилегированного слоя.

2.  ХОСЕ  АРТЕГО ДЕ ГАССЕТ (1889-1955) Делит об-во на народ и элиту. Народ - это

масса,  являющаяся  костной  материей  исторического процесса. Элита - одаренное

меньшинство,  обреченно  на  противостояние  с  большинством. Все беды Европы от

Похожие материалы

Информация о работе