Распределение законодательных функций между палатами Парламентов. Страны дальнего зарубежья

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Распределение законодательных функций  между палатами Парламентов

В целях упорядочения материала в таблице используются термины "верхняя" и "нижняя" палата. Это различение носит чисто технический характер и нередко весьма условно. В большинстве современных конституций нет четкого указание на то, какая из палат является "верхней", а какая - "нижней". В таких случаях "нижней" считается палата, которая выступает представительницей населения всего государства, а "верхней" - палата, представляющая интересы отдельных его частей (регионов). Дополнительным критерием различения является то, что члены "верхних" палат зачастую избираются на косвенных выборах, в то время как члены "нижних" палат обычно избираются прямым голосованием населения. Кроме того, "нижняя" палата обычно многочисленнее "верхней".

Само собой разумеется, что эта исторически сложившаяся терминология - "нижняя" и "верхняя" палаты - нисколько не подразумевает подчинения или принижения статуса одного законодательного органа по сравнению с другим.

Страны дальнего зарубежья

Австрия

Национальный совет ("нижняя" палата) имеет в своей исключительной компетенции принятие бюджетных и финансовых законов. Остальные законодательные решения Национального Совета передаются Президентом на рассмотрение Федерального Совета - "верхней" палаты (ст. 42). Кроме того, Национальный Совет одобряет политические и некоторые другие договоры государства (ст. 49).

Законодательное решение, если конституционным законом не установлено иное, может быть удостоверено и опубликовано только в том случае, если Федеральный совет не заявит против этого решения никакого обоснованного возражения. Федеральный совет может сам вносить в Национальный совет законодательные предложения через Федеральное правительство (ст. 41, ч. 1). Члены нижней палаты могут осуществлять право законодательной инициативы индивидуально; члены Федерального совета - в количестве не менее трети его членов (ст. 41, п. 1).

Бельгия

Сенат - верхняя палата, Палата представителей - нижняя. Объем и характер полномочий палат практически одинаков (ст. 77). Обе имеют право законодательной инициативы. Большинство законопроектов вносится вначале в Палату Представителей, и лишь затем - в Сенат, но в некоторых случаях - наоборот (ст. 75). Лишь в немногих вопросах (прежде всего, в отношении вотирования бюджета) Сенат не принимает участия в законодательной власти (ст. 74).

Босния и Герцеговина

Нижняя палата - Палата представителей, верхняя - Палата народов. Конституция предусматривает равенство палат в законодательной деятельности (ст. IV, пункт с).

Германия

Нижняя палата - Бундестаг, верхняя - Бундесрат. Полномочия палат различаются. Обе обладают правом законодательной инициативы, но законопроекты федерального правительства вносятся вначале в Бундестаг (ст. 76). Принятый Бундестагом закон считается вступившим в силу, если Бундесрат его одобряет, не выдвигает требование в соответствии с абзацем 2 статьи 77, не заявляет протеста в течение срока, предусмотренного абзацем 3 статьи 77, или отзывает такой протест, или если протест отклонен Бундестагом (ст. 78). Таким образом, ключевую роль в правотворчестве играет Бундестаг. Однако поправки к основному закону требуют обязательного одобрения Бундесратом (п. 2 ст. 79). Некоторые постановления Правительства также нуждаются в одобрении Бундесратом (п. 2 ст. 80).

Индия

Нижняя палата - Народная Палата, верхняя палата - Совет Штатов. Налоговые и так называемые "денежные" законопроекты не требуют одобрения Совета Штатов (ст. 109 и 117). Остальные законопроекты требуют одобрения обеих палат и могут быть внесены в любую из них.

Ирландия

Палата представителей - нижняя, Сенат - верхняя. Ограничений в компетенции какой-либо из палат нет, однако законодательные полномочия палат неодинаковы. Все инициированные Палатой представителей законопроекты направляются в Сенат, но последний может изменять лишь те законопроекты, которые не являются финансовыми. Относительно финансовых законопроектов Сенат может лишь высказать предложения, которые имеют рекомендательную силу (ст. 21).

Испания

Генеральные кортесы состоят из Конгресса депутатов (нижней палаты) и Сената (верхней палаты). Все законопроекты сначала поступают в Конгресс, а затем, будучи одобрены Конгрессом

Похожие материалы

Информация о работе