Социально-педагогическая проблема агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Также опасные социальные проявления, обычно связаны с понятием агрессии и агрессивности, вызывают серьезное беспокойство. Невозможно представить себе  такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о какой-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким.

Агрессивное поведение порождает в душе людей отчуждение, является причиной разных форм протеста – от замыкания в себе, ухода от действительности в бесплодные фантастические мечтания, в различных формах мистики, пьянство и алкоголизм, наркоманию, суицид, компьютерный эскамизм (пассивные формы протеста) до вандализма, хулиганства, насильственной преступности, «теневой» предпринимательской деятельности (активные формы протеста).

Агрессия выполняет не только негативную функцию. Она помогает, например, индивиду приобрести,  или восстановить  позитивную идентичность, связанную с одобряемыми социумом ценностями: высокий социальный статус, принадлежность к определенным социальным или профессиональным группам, религиозным конфессиям.

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не сеемым популярным направлением исследовательской деятельности ученых всего мира. И это не дань научной моде, а специфическая реакция научного сообщества на беспредельный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» 21 веке.

Особенно острой является проблема детской агрессии. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается устойчивое качество личности.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь боятся их.

Младший школьный возраст достаточно опасен для развития и закрепления агрессивности. Именно в этом возрасте ребенок обретает определенный статус среди сверстников и взрослых, который, скорее всего, сохранится в дальнейшем. Выдавать агрессивные реакции могут все дети, но наиболее подвержены этому будут те, чьи притязания на определенную роль выше, чем она есть в действительности. Причины этого могут быть разные: низкая успеваемость, телесные, поведенческие особенности (походка, привычки, речь, неумение общаться и т.д.).

Проблема детской агрессии не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. И главной задачей является изучение условий, вызывающих это опасное явление. Поэтому данная работа и посвящена изучению агрессивного поведения.

Проблема агрессивного поведения нашла отражение в работах отечественных и зарубежных ученых (В.А, Аверен, Г.М. Андреева,С.А, Беличева, Ф.Е, Василюк, И.А. Горьковая,  З.Н. Григорова, В.В, Знаков, И.А.Фурманов, Б. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Басс, К. Лоренц, Э. ФРомм, З. Фрейд и др.).

Новизна в теории: в теоретическом плане уточнено и структурировано содержание понятия агрессии; полученные данные могут быть использованы для перевода в иное качество и на новый уровень знания о феномене агрессии для того, чтобы приблизиться к более содержательному, более глубокому и непротиворечивому пониманию ситуации агрессии.

Новизна в практике: результаты исследования могут быть использованы социальными педагогами, психологами, учителями в процессе их работы с агрессивными детьми; возможно использование полученных

Похожие материалы

Информация о работе