Симптоматология и диагностика анемий, гемобластозов, геморрагических диатезов

Страницы работы

25 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

  Обсуждено на заседании  кафедры пропедевтики внутренних болезней

   «____»  __________________ 2007

   Протокол № __________

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами

III курса

по пропедевтике внутренних болезней

Тема: Симптоматология и диагностика анемий, гемобластозов,

геморрагических диатезов.

Время: 3 часа

1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.

1.1. Цель занятия.

Научиться методике обследования больных с заболеваниями системы крови и диагностической тактике при анемическом, геморрагическом синдромах и синдроме гемобластозов.

1.2. Мотивация для усвоения темы.

Заболевания системы крови – обширная и своеобразная по симптоматологии и особенностям группа патологических состояний. В настоящее время распространенность гематологических болезней повсеместно имеет тенденцию к увеличению. В этой связи возрастает необходимость детального изучения проявлений указанных заболеваний и методов их диагностики.

1.3. Требования к исходному уровню знаний.

Студент должен знать.

1. Нормальные уровни гемоглобина, эритроцитов, ретикулоцитов и железа в крови.

2. Клинические признаки анемического  синдрома.

3. Основные причины развития железодефицитной анемии.

4. Клинические признаки сидеропенического синдрома.

5. Особенности гемограммы при железодефицитной анемии.

6. Причины развития мегалобластных анемий.

7. Патогенез витамин-В-12 и фолиеводефицитных анемий, клинику, диагностику.

8. Нормальные показатели миелограммы. Миелограмму при железодефицитной, витамин-В-12 и фолиеводефицитных анемиях.

9. Определение гемобластоза, лейкоза, гематосаркомы.

10. Клинические синдромы острого лейкоза. Особенности гемограммы и миелограммы при остром лейкозе.

11. Определение, клиническую картину, особенности гемограммы и миелограммы при хронических лейкозах

12. Гемостазиограмму, показатели, характеризующие каждую из фаз свертывания крови.

13. Типы кровоточивости.

14. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики различных типов кровоточивости.

Студент должен уметь.

1. Провести расспрос и общий осмотр больных с заболеваниями системы крови.

2. Провести пальпацию лимфатических узлов, печени, селезенки.

3. Определять размеры печени и селезенки методом перкуссии.

4. Интерпретировать гемограммы и миелограммы больных с анемическим, геморрагическим синдромами и синдромом гемобластозов.

5. Интерпретировать коагулограмму.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Система крови: определение, структурные компоненты.

2. Схема кроветворения.

3. Роль железа в организме.

4. Роль витамин-В12 и фолиевой кислоты в организме.

5. Роль ионизирующего излучения в патогенезе заболеваний системы крови.

6. Система гемостаза. Схема свертывания крови.

3. Контрольные вопросы по теме занятия.

1.  Определение понятия “анемия”.

2.  Нормальные уровни гемоглобина, эритроцитов, ретикулоцитов и железа в крови.

3.  Классификация анемий (по патогенезу, уровню гемоглобина, цветовому показателю, размеру эритроцитов).

4.  Клинические признаки анемического синдрома.

5.  Определение, причины, клиника и лабораторная диагностика острой постгеморрагической анемии.

6.  Что такое железодефицитная анемия и основные  причины ее развития?

7.  Клиническая картина сидеропенического синдрома.

8.  Особенности гемограммы при железодефицитных анемиях.

9.  Что является причинами развития мегалобластных анемий?

10.Этиологические факторы витамин - В-12 фолиеводефицитных анемий.

11.Патогенез витамин - В-12 фолиеводефицитных анемий, клиника и диагностика.

12.Миелограмма, нормальные показатели. Миелограмма при железодефицитной, В-12 фолиеводефицитной анемиях.

13.Что такое гемобластоз, лейкоз, гематосаркома? Этиологические факторы.

14.Клинические синдромы острого лейкоза.

15.Особенности гемограммы и миелограммы при остром лейкозе.

16.Определение, клиническая картина, гемограмма и миелограмма при хроническом миелолейкозе.

17.Определение, клиническая картина, гемограмма и миелограмма при хроническом лимфолейкозе.

18.Дайте определение понятию “геморрагический синдром” и “гемостазиопатия”.

19.Что такое гемостазиограмма? Какие показатели характеризуют каждую из фаз свертывания крови?

20. Какие типы кровоточивости вы знаете? Для каких болезней они характерны?

21. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики петехиально-пятнистого (микроциркуляторного) типа кровоточивости.

22. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики макроциркуляторного (гематомного) типа кровоточивости (диагностика коагулопатий).

23. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики ангиоматозного типа кровоточивости (наследственных вазопатий).

24. Основные клинические признаки и лабораторная диагностика васкулитно-пурпурного типа кровоточивости (приобретенных вазопатий).

4. Практическая часть занятия.

1.  Расспрос и осмотр больных заболеваниями системы крови.

2.  Перкуссия и пальпация печени и селезенки, пальпация лимфотических узлов.

3.  Физикальное обследование больных анемиями, гемобластозами, геморрагическими гемостазиопатиями.

4.  Трактовка данных общего анализа крови и миелограммы при анемиях и лейкозах.

5.  Трактовка копрограмм.

5. Ход занятия.

В ходе занятия проводится отработка практических навыков (см. п. 4) и обсуждаются теоретические вопросы по теме занятия.

1. Определение понятия “анемия”.

Анемия – это патологическое состояние, характеризующееся уменьшением содержания гемоглобина в единице объема крови, чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов, что приводит к развитию кислородного голодания тканей

2.Нормальные уровни гемоглобина, эритроцитов, ретикулоцитов и железа в крови.

Нормальные показатели:

- гемоглобина у мужчин 130-160 г/л, у женщин 120-150 г/л;

- эритроцитов у мужчин 4.0-5.5 х 10 12/л; у женщин 3.7-4.7 х 10 12/л;

- ретикулоцитов  0.2-1.2 % (2-12%);

- железа у мужчин 8.8-28.6 ммоль/л, у женщин 7.2-26.8 ммоль/л.

3. Классификация анемий по патогенезу, уровню гемоглобина, цветовому показателю, размеру эритроцитов.

По патогенезу различают следующие группы анемий

1. Анемии вследствие кровопотерь - постгеморрагические анемии:

1.1 острые;

1.2 хронические.

2. Анемии вследствие нарушенного образования эритроцитов и гемоглобина:

2.1 железодефицитные;

2.2 витамин В12 – дефицитные;

2.3 фолиеводефицитные;

2.4 гипо – и апластические (костномозговая недостаточность);

2.5 метапластические (гемобластозы, метастазы рака в костный мозг);

2.6 дисэритропоэтические – нефрогенные.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
325 Kb
Скачали:
0