Отчет по преддипломной практике в ГУ "Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей", страница 15

В открытой строке с пометкой «Другое» респонденты (3,5%) указали, что после наказания некоторых посещали мысли о суициде, некоторые испытывали чувство облегчения, кто-то хотел почитать Ницше, а кто-то доказать родителям, что они неправы.

Ответы детей свидетельствуют о том, что насильственные методы воспитания ведут к разрушению психического здоровья детей. Это подтверждается и результатами исследования психического состояния школьников республики, проводимого психологами Национального института образования, которые выяснили, что только 20% детей младшего школьного возраста можно отнести к группе психически здоровых детей, и что 49%  детей предрасположены к неврологическим расстройствам.

Нас интересовал вопрос, как дети оценивают свои отношения с родителями. Как очень хорошие, доверительные, никаких конфликтов, оценили свои отношения с родителями 29,7% респондентов; как хорошие, но иногда бывают конфликты 63%; как плохие, постоянные конфликты оценили 2,9%, а 2,8% заявили о том, что родители не обращают на них внимания. В открытой строке 0,9% респондентов оценили свои отношения с родителями, как хорошие, но с постоянными конфликтами, которые быстро угасают.

То, что 92,7% респондентов оценили свои отношения с родителями как хорошие и очень хорошие объясняется психологией детского восприятия, вследствие чего быстро забывается плохое, а подчас плохое воспринимается, как хорошее. Вызывает тревогу, что 2,8% респондентов считают, что родители ими не интересуются, что говорит о безнадзорности детей, сосредоточенности  родителей на себе, незрелости их в социальной роли родителя.

Учитывая, что семья это сфера интимная, и велик процент социальной желательности и предпочтение всеми людьми скрыть истинную картину семейного неблагополучия, поэтому был задан косвенный вопрос о том, что тебе известно о случаях физического насилия в семьях твоих друзей. Ответили, что моих друзей не наказывают 8,5% респондентов; моих друзей наказывают – 22,8%; их наказывают иногда – 35,7%; никогда не спрашивают своих друзей об этом 32,9%.

Таким образом, если ранее 14% детей при опросе отвечали, что их не наказывают, то при ответе на последний вопрос это процент уменьшился в 1,6 раза, что и говорит о социальной желательности.

При проведении исследования нас интересовала жизненная перспектива респондентов, их видение себя в роли родителя. Поэтому им были предложены вопросы о том, считают ли они физическое наказание хорошим методом воспитания и будут ли они наказывать своих детей, когда они у них появятся.

На первый вопрос 57% респондентов ответили отрицательно, 28,7% - затруднились ответить, а 14% респондентов уверены в том, что физическое наказание это хороший метод.

Наказывать своих детей, когда они появятся, будут 18% респондентов, 33,7% не намерены наказывать детей, 48% пока не определились с ответом на данный вопрос, что возможно говорит о том, что они одобряют физическое наказание.

В силу краткости анкеты мы не изучали факторы риска, которые способствуют формированию позитивного отношения к насилию. Включили только один фактор – отношение к телепрограммам.  Выяснилось, что любят смотреть развлекательные, спортивные передачи, телесериалы и мультфильмы 43,6% респондентов, 31,3% отдают предпочтение просмотру боевиков, триллеров, фильмов ужасов, 15,6% интересуются научно-популярными передачами, 9,4% указали другие передачи: комедийные и фантастические фильмы, музыкальные клипы, рекламу.

Достаточно тревожным фактом мы считаем, что 31,3% респондентов указали, что им нравится смотреть фильмы ужасов, т.к. данный досуг позволяет детям формировать в себе насилие. В тоже время радует, что большая часть респондентов отдает предпочтение научно-популярным, развлекательным и спортивным передачам, мультфильмам, телесериалам и т.п. Однако, с другой стороны,  полученные данные говорят о том, что дети очень много своего свободного времени проводят у телевизора, а, следовательно, родители не стараются вовлечь детей в совместную духовную и трудовую деятельность  и мало уделяют им времени.

Выводы:

-  в детской среде, как и во взрослой, насилие обозначено, как основной метод воспитания;