Основные виды аддиктивного поведения, этапы формирования аддиктивного поведения у подростков

Страницы работы

Фрагмент текста работы

выявление лидеров, распределение социальных ролей между учащимися.

Для всей последующей воспитательной работы важное значение имеет предварительная установка, которая имеется у каждого педагога по отношению к учащимся. Особенно это важно в деле воспитания учащихся с аддиктивным поведением. Не следует переносить личностные «симпатии-антипатии» на оценку поведения учащегося вообще, эта оценка может оказаться предвзятой. Нельзя также судить об аддиктивности учащегося по единичным случаям его биографии и поведения.

Педагоги должны знать, что ребята нередко попадают в разряд трудных из-за желания выделиться из общей массы, каким-то образом проявить себя. Но при этом не знают, как это сделать [16, с.50-51].

Итак, на первом этапе деятельность педагога предполагает:

- первичное знакомство с бытовыми условиями учащихся, беседы с родителями с целью выявления интересов, увлечений, особенностей поведения;

- изучение школьных характеристик и предварительное знакомство;

- диагностику деловых, организаторских, коммуникативных и нравственных качеств учащихся и определение направленности отклонений в поведении. Метод диагностики – опрос (в приложении представлены различные виды опросников);

- формирование позитивно-требовательной установки педагогов на восприятие и оценку трудных подростков;

- постоянное наблюдение за деятельностью, особенностью общения, отношением к порученному делу, педагогам, товарищам.

Тактика индивидуального подхода. Эффективность индивидуального подхода во многом определяется той позицией, которую выберет, определит для себя педагог в воспитательной работе по отношению к ученическому коллективу, к каждому воспитаннику.

Примером правильно занятой позиции в системе «воспитатель-воспитуемый» может служить принцип А.С. Макаренко, который определяется словами «старший товарищ».

Необходимо прочно усвоить и осознать, что у подростков с аддиктивным поведением не сложились взаимоотношения со взрослыми (родителями, учителями). Это нередко проявляется в озлобленности, враждебности, излишней агрессивности, лживости как средствах защиты от чрезмерной, по их мнению, требовательности взрослых. Поэтому педагогам следует строить свою стратегию взаимоотношений с ребятами на принципах внимания, теплоты, заботы, заинтересованности, понимания. Стиль общения: разговор на равных, умение слушать. И только потом, если в этом есть необходимость, высказать свою точку зрения.

В общении с учащимися педагоги, особенно молодые, часто не умеют находить психологический контакт с воспитанниками; установить незримую дистанцию в отношении к ним; имеют отрицательную предварительную установку на трудных и плохо усваивающих учебный материал подростков.

Чтобы психологический контакт с воспитанниками состоялся, необходимо соблюсти ряд правил. Прежде всего, следует выяснить, откуда идёт негативное влияние. В этом поможет метод контактного взаимодействия.

Особого умения и такта требует работа с неформальным лидером аддиктивной направленности. В данном случае можно использовать потребность в лидерстве в интересах сплочения коллектива. Этого неформального лидера можно рекомендовать на одну из руководящих должностей в группе.

Педагог идёт на определённый «педагогический риск» (А.С. Макаренко). Однако в случае успеха он решает важные воспитательные задачи: сплачивает коллектив вокруг реального лидера; добивается личностной переориентации бывшего неформального лидера [12, с. 83].

В случае если учащийся по своим деловым и коммуникативным

Похожие материалы

Информация о работе