Исследование развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

биологических основах этих процессов без привлечения понятия «внимание». Кроме Джеймса  многие из его знаменитых современников, такие, как Вундт, Гельмгольц, Геринг, Экснер, Кюльпе, Дондерс, Кэттел, проявляли  заметный экспериментальный и теоретический интерес  к вниманию. Однако после их пионерских исследований интерес к вниманию угас. Например, в фундаментальном «Руководстве по экспериментальной психологии» (1951) Стивенса  глава «Внимание» содержит всего лишь шесть небольших параграфов. В книге Боринга «Ощущения и восприятие в истории экспериментальной психологии» понятию «внимание» посвящено только два коротких параграфа в разделе «Атрибуты». И это несмотря на то, что в книге содержится обор исследования, тесно связанных с использованием методов описания и интроспекции.

Такое нежелание использовать концепцию внимания выглядит довольно странным, так как она затрагивает то, что кажется абсолютно существенным для нас как воспринимающих, мыслящих и активно действующих организмов. Однако это направление можно понять, если  рассматривать как преувеличенно отрицательную реакцию на интроспективные  тенденции в психологии в момент, когда стало очевидно, что человеческое мышление не может понять «самое себя» путем самонаблюдения. Бихевиористическое направление в американской психологии, связанное с именами Уотсона, Хольта, Вейса и других, отрицало идею субъективного описания ощущений как метода  изучения психики и, по этой причине, отказывалось от использования понятий «внимание» и «сознание».

Великий «пионер»-исследователь в когнитивных нейронауках Линдсли утверждал, что хотя и можно найти поведенческие критерии сна и бодрствования и даже внимания и сознания, тем не менее становится все более очевидным, что полагаться только на эти критерии нельзя. На его взгляд, основная суть внимания и сознания выражается в их тесной связи «со сдвигом процессов и состояний центральной нервной системы, часть из которых обнаруживается в изменениях электрических потенциалов мозга, регистрируемых непрямо и суммарно или же фокально в определенных участках мозга.

Другая важная причина невнимания к «вниманию» в психологии – это длительное доминирование гештальт-психологов и их огромное влияние на современное научное мышление. Гештальтисты рассматривали свои законы формирования гештальта («фигуры», «целого») как центральные детерминанты нашего восприятия, не отводя при этом никакой роли вниманию в процессах перцептуальной организации. Например, согласно Рубин, мы не можем абстрагироваться от фундаментальных различий между фигурой и фоном даже путем изменения направления (фокуса

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
581 Kb
Скачали:
0