Изучение самооценки дошкольников, имеющих нарушения в эмоциональной сфере, страница 4

Работа по формированию положительной "Я-концепции", высокой самооценки должна предусматривать как развитие личностных качеств, умений, способностей ребенка, обеспечивающих ему успех в деятельности, так и создание в группе детского сада благоприятного для психического развития микроклимата.

Важнейшим элементом в данной работе является соответствующий стиль, характер общения педагога с ребенком. Успешной работа по повышению самооценки ребенка может быть только в том случае, когда взрослый вселяет в ребенка веру в свои возможности, в успех, "заражает" оптимизмом, стимулирует его творческий потенциал.

В работе по формированию у ребенка положительной "Я-концепции", уверенности в себе, чувства самооценности необходимо сотрудничество всех педагогов и обслуживающего персонала детского сада с родителями.

Коррекционная работа, направленная на освобождение ребенка от негативных эмоциональных состояний, также предполагает сотрудничество педагогов детского сада и родителей

Одним из способов самовыражения является рисование. Это один из любимейших видов деятельности дошкольников. В рисовании человек имеет возможность выразить то, что никогда на словах не осмелится сказать. При рисовании с целью оптимизации эмоционального состояния не должно быть никаких эстетических требований к результату. Важно создать атмосферу ненапряженности, концентрации не на результате, а на сюжете, возможность максимального самовыражения.

В коррекционной работе педагог может использовать и такой вид арттерапии, как терапия посредством музыки. В.М.Бехтерев отмечал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

В работе по оптимизации эмоциональной сферы целесообразно широкое использование игротерапии, так как именно в игре заложен основной потенциал возможностей творческого развития дошкольника, возможности освобождения от негативных эмоциональных состояний. Педагог может использовать в работе данного направления игры различных видов: игру-драматизацию, сюжетно-ролевую, режиссерскую. Большие возможности коррекционной работы имеет подвижная игра.

Целесообразно использовать в работе по оптимизации эмоционального состояния дошкольников и такие виды терапии, как ландшафтотерапия, фитотерапия, физиотерапия. В процессе осуществления физиотерапии детям можно предложить этюды на тренировку отдельных групп мышц. Педагогам и родителям важно обучить дошкольников приемам саморасслабления. Детям могут быть предложены для выполнения игровые упражнения типа "Шалтай-Болтай", "Спать хочется", "Медвежата в берлоге", "На берегу моря" и др.

Работа по освобождению детей от страхов может проводиться с помощью метода десенсибилизации (постепенного уменьшения чувствительности по отношению к пугающему объекту вследствие привыкания к нему), приемов эмоционального переключения, манипулирования предметов страха, анатомирования страха и др.

Взрослым необходимо помнить, что, только имея чувство доверия и защищенности, ребенок может вырасти эмоционально благополучной личностью. Дошкольник нуждается в понимании, эмоционально-личностном общении с родителями, педагогами и сверстниками. Важным моментом полноценного осуществления воспитательно-образовательного процесса в условиях гуманизации является тесное сотрудничество, сотворчество детского сада и семьи. Именно в сотрудничестве друг с другом родители и педагоги детского сада смогут проводить глубокую диагностическую и коррекционную работу по оптимизации эмоционального состояния, формированию положительной "Я-концепции" дошкольника.