Аддиктивное поведение у химически зависимых людей. Разработка программы тренинга как метода повышения уровня адаптации химически зависимых в социуме

Страницы работы

Фрагмент текста работы

зону безопасности, не закрывая глаза на окружающие их проблемы. Искренность заключается в том, что аддикт диагностирует наличие в себе аддиктивной части личности, которая делает его аддиктом. Поэтому, входя в состав анонимных обществ, аддикты представляют себя именно такими, какими они на самом деле являются, честно заявляя, что они аддикты.

Таким образом, формируются новые отношения с собой и с другими, которые признают их как аддиктов. «В случае сокрытия человеком наличия у нею аддиктивной чаши личности, аддикт внутри нею «растет», захватывая все большую территорию» [2, с. 32].

Важным этапом психологической помощи химически зависимым является развитие естественных отношений с собой и окружающими. Основой любых отношений является доверие.

Однако, нужно понимать, что в структуре доверия присутствует не только личный опыт и рациональные доказательства, но и невербализуемое интуитивное подсознательное чувство.

Отношения с человеком, которому не доверяют, либо чрезвычайно затруднены, либо носят ролевой и поверхностный характер. Доверие развивает способность человека к самооценке, предоставляет ему возможность свободно контактировать с другими.

На принципе доверия построена работа различных, программ и групп самопомощи, обращаясь к которым человек получает возможность переживать чувство безопасности, зная, что с ним не произойдет ничего опасного. В группах самопомощи человек релаксируется, его лечат посредством обучения установлению здоровых отношений с другими.

Выздоровление начинается с честного признания болезни и готовности начать формировать внеболезненные отношения. Это трудный и мучительный процесс. Доверительные отношения с другими аддиктами здесь очень важны.

Химически зависимый может стремиться к получению помощи от семьи, но, чаще всего, там уже сформировались сложные соаддиктивные отношения, препятствующие выздоровлению. Желание получить помощь от друзей, может натолкнуться на их недостаточную заинтересованность в оказании такой поддержки. Стремление к получению поддержки от групп самопомощи дает плодотворные результаты, но только в случае формирования доверительных, искренних отношений. Обращение к религии, если оно носит неформальный характер, а основывается на стимулировании религиозного чувства, может иметь решающее значение.

Значение добровольного рассказа аддиктов о своих прошлых, проблемах проявляется в признании, осознании и прочувствовании силы аддикции и аддикта, который живет в человеке. Рассказ о вреде, который причинил аддикт другим людям, также очень важен, т.к. осознание приводит к пониманию того, что врага нельзя любить, но нельзя и не уважать Важно понимать значение преодоления аддикции, умения фиксироваться не на "завтрашнем" успехе, характерном для длительной проекции, а на успехе сегодняшнего дня. Каждый день успешною воздержания от аддиктивной реализации оценивается как успех, победа над своей личностью, которой он может и должен гордиться.

«Процесс выздоровления от аддикции носит осциллирующий характер, периоды улучшения сопровождаются периодами ухудшения и, наоборот» [2, с. 31]. В момент активного прорыва аддиктивной части личности возникают кризисные состояния. В такие периоды аддикт особенно нуждается в помощи, в социальной поддержке, в использовании уже сформировавшейся системы отношений.

Этот процесс называют процессом мониторинга аддиктивной части

Похожие материалы

Информация о работе