Санитарный надзор за питанием войск в полевых условиях, страница 3

  После подготовки прибора к работе переключатель из положения "ВЫК" переводим в положение "РЕЖ". Ручкой "РЕЖ" устанавливается стрелка прибора против метки У. В зависимости от объекта исследования переключатель устанавливается на нужный диапазон. Для измерения уровня заражения продовольствия переключатель устанавливают в положение 0,1, а экран зонда – в положение Г. Нажатием кнопки "СБРОС" стрелка прибора возвращается в исходное положение.

  Солдатский котелок наполняется сыпучими или жидкими продуктами, предназначенными для исследования. Рентгенометром ДП-5А измеряется гамма-фон на высоте 70–100 см от поверхности земли и на расстоянии 20–25 см от исследуемой пробы. Затем производится определение зараженности исследуемой пробы. Для этого зонд прибора располагают на расстоянии 1 см от поверхности продовольствия, находящегося в солдатском котелке. Из найденной величины вычитают величину мощности дозы гамма-фона. Разница будет составлять мощность дозы исследуемой пробы, выраженной в миллиренгенах в час. Необходимо иметь в виду, что гамма-фон не должен превышать более чем в 3 раза мощность излучения исследуемых образцов продовольствия.

  При измерении радиоактивного заражения хлеба зонд располагают по центру стороны буханки хлеба. Оценивают зараженность по наибольшему показанию прибора. Зараженность пробы рассчитывают путем вычитания из полученной величины значения фона.

  О т р а в л я ю щ и е в е щ е с т в а определяются с помощью медицинского прибора химической разведки МПХР. Перед исследованием необходимо открыть крышку прибора, отодвинуть защелку и вынуть насос, затем достать необходимую для работы индикаторную трубку, вскрыть ее и вставить в головку насоса. На насос навертывается насадка, на ее воронку надевается защитный колпачок. Лопаткой с прибора берется проба сыпучего материала в наиболее зараженном месте и насыпается в воронку насадки, заполняя ее до краев. Накрывается воронка с пробкой противодымным фильтром и через индикаторную трубку прокачивается воздух, делая насосом необходимое число качаний. По изменению цвета индикаторной трубки определяют ОВ, руководствуясь данными, имеющимися на кассетной этикетке.

  ЛИТЕРАТУРА

1.    Беляков В.Д., Жук Е.Г. "Военная гигиена и эпидемиология". М., 1988, с. 78–118.

2.    Пивоваров Ю.П. с сооавт. "Руководство к лабораторным занятиям по гигиене". М., 1983, с. 4–42.

3.    Лекции по теме занятия.

  РАЗДЕЛ: ВОЕННАЯ ГИГИЕНА

  ТЕМА: САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА ПИТАНИЕМ ВОЙСК В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

  НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

  Питание относится к ряду факторов, которые в 1-ую очередь определяют здоровье военнослужащих и боеспособность личного состава. Как и в обычных условиях , питание в армии научно обосновано, организуется в соответствии с физиологическими нормами и с использованием широкого ассортимента пищевых продуктов. Представителям медицинской службы знание вопросов питания чрезвычайно важно в современных условиях, когда в случае применения ОМП в продуктах могут содержаться вредные для здоровья компоненты.

  ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  Освоить основы организации и методику санитарного надзора за питанием войск в полевых условиях.

  ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

—    научить отбирать пробы готовой пищи для определения химического состава и энергосодержания;

—    уметь проводить санитарную экспертизу пищевых продуктов войскового ассортимента;

—    ознакомиться с табельными средстввами медицинской службы, используемыми для проведения санитарной экспертизы пищевых продуктов, зараженных РВ и ОВ.

  ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Организация питания войск и задачи медицинской службы.

  2. Основной солдатский паек, его гигиеническая оценка и разновидности.

  3. Организация санитарно-гигиенического контроля за питанием военнослужащих в условиях военной части.

  4. Профилактика витаминной недостаточности и отравлений в войсках. 5. Организация питания войск в военное время. Полевые продовольственные пункты. Питание в условиях применения оружия массового поражения.

  6. Защита продуктов питания от ОВ, РВ и БС.

  7. Санитарная экспертиза продовольствия. Допустимые величины заражения продуктов ОВ и РВ.

  8. Методы дезактивации и обезвреживания продовольствия и тары.

  ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

  1. Введение

  5 мин.

  2. Обсуждение вопросов темы, устный контроль знаний
студентов
3. Самостоятельная работа студентов по решению си-
туационных задач методикой санитарной экспертизы
продовольствия, загрязненного РВ и ОВ
4. Подведение итогов занятия

  30 мин.
45 мин.
10 мин.

  МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫХ ЗАДАЧ

1.    Введение. Преподаватель сообщает тему, учебные цели, план проведения занятия.

2.    Контроль уровня знаний. Методом устного опроса преподаватель определяет исходный уровень знаний, полноту изучения рекомендованной литературы.

  Конечный уровень знаний контролируется по результатам решения ситуационных задач.

  3. Материалы для подготовки с преподавателем

—    методическая разработка для студентов по данной теме;

—    дозиметрические приборы,приборы химической разведки;

—    таблицы NN

  4. Материалы для самоподготовки и УИРС.

  Для самостоятельной работы используется комплект задач по оценке загрязнения РВ и ОВ пищевых продуктов войскового ассортимента и по оценке химического состава и энергосодержания армейских пайков.

  5. Подведение итогов занятия.

  Преподаватель оценивает итоги подготовки, самостоятельной работы студентов на занятии, сообщает тему следующего занятия, контролирует сдачу класса лаборанту кафедры.

  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

  — методические разработки для студентов по теме; — ситуационные задачи;

  — ДП – 5А,ДП – 5Б,ДП – 5М,МПХР,ПХР – МВ,МПХЛ; — таблицы NN

  ЛИТЕРАТУРА

1.    Беляков В.Д., Жук Е.Г. "Военная гигиена и эпидемиология". М., 1988, с. 78–118.

2.    Пивоваров Ю.П. с сооавт. "Руководство к лабораторным занятиям по гигиене". М., 1983, с. 4–42.

3.    Лекционный материал.

4.    Методические разработки для студентов.