Проблемы восприятия философии В.С.Соловьёва в России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Проблемы восприятия философии В.С.Соловьёва в России.

В.С.Соловьёв (1853-1900) занимает несколько странное место в русской культуре. Выходили в печати сборники его стихов. Вроде бы он известен. В солидном философском журнале сегодня публикуются статьи о нём. Началось академическое издание его работ. Существует даже Соловьёвское международное общество. Он оказал значительное влияние на философию и поэзию «серебряного века». Раньше казалось, что причина такого положения в замалчивании Соловьёва в коммунистический период. Вот, наконец, его книги стали доступны. Но В.Соловьев так и не стал событием в интеллектульно-духовной жизни нашего социума. Несомненно, что причина его относительной непопулярности лежит несколько глубже. Можно, конечно, спросить: а что стало подобным событием? Разве другие русские философы более популярны в России? С религиозными властителями дум у нас плоховато. В университетской среде большим уважением пользуются западные философы. Н.А.Бердяев более популярен, чем В.С.Соловьев. К сожалению, единственной социальной философией (кроме истмата, продолжающего существовать во многих головах на психологическом уровне), хоть как-то теоретически востребованной в наше время в России, оказалось евразийство. Религиозная философия и в начале 20 века была непопулярной в России. Но В.С.С. нам важен как основатель русской религиозной философии.

Рассмотрим некоторые причины непопулярности В.С.Соловьева:

История

Известно, что Россия до сих пор не может определиться со своей модернизацией, т.е. совершить переход от традиционного закрытого общества к современному открытому, основанному на рационализированном признании либеральных ценностей. Процесс модернизации, как известно, начался в Новое время (эпоха Просвещения) и продолжается до сих пор. Нервом модернизации является сочетание общечеловеческих ценностей (укорененных в христианстве), универсальной методологии рационализма и уважения к свободе личности (права человека, либерализм). Западные страны уже вступили в стадию так называемого информационного общества, другие страны еще не вступили в Новое время, некоторые вступили частично. Процесс модернизации охватывает все сферы общества: культуру, экономику, политику. Техническая модернизация при наличии материальных ресурсов происходит намного быстрее, чем социально-политическая, которая затрагивает архетипы общественного сознания. Труднее всего осознается философия либеральных прав, на основе которой построено западное правовое государство. Петр I и большевики проводили техническую и социальную модернизацию. Но поскольку либеральные ценности ими не признавались, то все социальные перемены не выходили за пределы традиционного общества. Более того, неожиданным образом воссоздавалась восточная деспотия, не предусмотренная реформаторами. Для традиционных обществ характерно враждебно-настороженное отношение к внешнему миру. Для традиционной составляющей российского общества характерно враждебное отношение к Западу, его политической культуре, христианству (католичество и протестантизм). Славянофильство и большевизм можно рассматривать как консервативную реакцию на модернизационные тенденции в российском обществе

Философские основания

Философская система В.С.С. строится по историософской схеме, характерной для западной мысли 19 в., - как история развития мирового духа, как тео-космо-исторический процесс, как метафизика всеединства. Историю В.С.С. понимает как всемирно-исторический процесс восходящего совершенствования как богочеловеческий и богоматериальный. Бог понимается как «положительное всеединство», источник всяческой жизни. Мир представляется как иерархически (онтологически и этически) упорядоченное многоуровневое целое, где все сферы человеческого бытия (личного, общественного, экономического, политического, культурного) находят свое подобающее место. Высшим смысловым и этическим центром всего является Бог, безусловное начало всего доброго, прекрасного, истинного (истина, добро, красота). В.С.С. различает пять иерархически связанных восходящих царств: минеральное (неорганическое), растительное, животное, человеческое, Божие. Все эти уровни повреждены и нуждаются в совершенствовании. Философия В.С.С. носит синтетический характер, предполагает объединение философии природы, человека и общества в перспективе Всеединства, Истины, Добра и Красоты.

Философия В.Соловьёва по своему типу относится к платонизму. Душой платонизма является бытийное представление о живой истине и о мире как одухотворенном целом. Истина в Боге, она - есть, «бытийствует» и понимается не только как достоверная информация. Этика неразрывно связана с онтологией. Философия В.С.Соловьёва есть христианизированный платонизм, этико-онтологическое всеединство, в пределе - Богочеловечество. В.Соловьев, таким образом, понимает Истину как вселенский онтологический смысл, а свой проект называет «Богочеловечеством» (проекция Халхидонского догмата на социум). Характерными чертами философии В.Соловьева, таким образом, являются онтологическая социология (в духе платоновского реализма) и этический универсализм.

Платонизм с наступлением Нового времени терял последовательно свою

Похожие материалы

Информация о работе