"Сумма теологии" Фомы Аквинского

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Вступительная статья

Сумма теологии (Summa theologiae (1265-1273), написана в Риме, Париже и Неаполе), считается главным произведением Фомы Аквинского. В этой книге Фома пытается систематизировать итоги своих трудов и изложить их в достаточно доступном и кратком виде, прежде всего для студентов-теологов. "Сумма теологии" состоит из трех частей (причем вторая разделяется на две): pars prima, pars prima secundae, pars secunda secundae и pars tertia (согласно наиболее распространенной традиции цитирования части обозначаются римскими цифрами - S. th. I, I-II, II-II, III); каждая часть разделена на вопросы, в свою очередь подразделяющиеся на главы - артикулы. В заглавие главы выносится спорный вопрос, затем следует несколько аргументов, дающих противоречащие ответы на него, далее решение вопроса и ответы на аргументы. Каждая глава тесно связана со всеми остальными общей системой аргументации и снабжена внутренними отсылками. С.Т. не была завершена Фомой, в связи с пережитым им экстатическим видением, после которого он прекратил писать. Работа была закончена Реджинальдом из Пиперно, секретарем и другом Фомы, основывающимся на имеющихся материалах. Полная "Сумма теологии" содержит 38 трактатов, 612 вопросов, подразделенных на 3120 глав в которых обсуждается около 10000 аргументов.

С.Т. не является произведением, посвященной узкой проблематике, а представляет собой свод, стремящийся к максимальному охвату как фундаментальных проблем высокого уровня обобщения, так и предельно конкретных вопросов, и включающий в себя практически все основные части философии - онтологию, гносеологию, этику (единство которых обосновывается учением об "обращаемости" сущего, истинного и благого) и в имплицитном виде эстетику (однако в С.Т. Фома не уделяет большого внимания логике и натурфилософии, в отличие от многих своих современников). Значительная часть С.Т. посвящена чисто теологическим темам, хотя и исследуемым при помощи философского аппарата (в особенности часть III, посвященная воплощению, деяниям и страстям Христа (вопр. 1-59) и таинствам (60-90)).

В С.Т. Фома ведет активный диалог с философскими концепциями, выработанными в различных исторических, национальных и конфессиональных обстоятельствах; наиболее часто он обращается к Аристотелю, Августину, Псевдо-Дионисию Ареопагиту, Боэцию (однако философия Платона известна ему только в неоплатонической трактовке), что не умаляет значения Фомы как оригинального мыслителя.

Прежде всего Фома обосновывает необходимость теологии, как науки, со своими целью, предметом и методом исследования (1), трактуемой Фомой как науке о первопричине и предельной цели всего сущего (т.е. Боге). Поэтому С.Т. начинается с исследования вопроса о существовании Бога, Его сущности и свойствах (2-43), а затем переходит к рассмотрению сотворенного мира (44-109). Из части I наиболее важными в философском отношении являются вопрос 2, в котором приводятся пять доказательств существования Бога; учение о совпадении сущности и существования в Боге (3), понятие о Боге как о Сущем, составляющее ядро философии Фомы (13-14), о тождестве в Боге сущего, благого (5) и единого (11). Теория "сотворения из ничего" получила обоснование в гл. 44-46; основы гносеологии заложены в учении об идеях (15) и в концепции истины как "адекватности" интеллекта и вещи (16-17); а основы этики - в теории зла как "лишенности" блага (48-49). Важное место отведено учению о человеке, как о существе, составленном из духовной и телесной субстанции (75), исследованию

Похожие материалы

Информация о работе