Предпосылки гегелевской философии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

Факультет философии человека

Предпосылки гегелевской философии.

(специальность - философия и культурология)

Выпускная работа по программе бакалавриата по направлению «Гуманитарные знания»

студента 4 курса Климентьева В.Е.

научный консультант к.ф.н., доц. Муравьев А.Н.

Санкт-Петербург

1999


План.

Введение.                                                                                                        3

§1 Природа духа - самопознание.                                                               12

§2 Гегель о начале науки:

а) трудности определения начала науки;                                              19

б) каким должно быть субъективное начало философии.                  25

§3 Предпосылки гегелевской философии.                                                27

Заключение.                                                                                                 29

Список литературы.                                                                                     30


Введение.

Философия, по определению Гегеля, есть эпоха схваченная мыслью. Эпоха ХХ-го века - это и упадок культуры, под напором массовой псевдокультуры, это и обезличивание личности в условиях воздействия массмедиа, это и экологическая катастрофа, из-за промышленной революции, это и возможная катастрофа самой жизни всего человеческого сообщества, из-за не действенности юридических законов. Философская мысль схватывает не просто исторические факты какой-либо эпохи, а стремится схватить самую суть происходящих событий - в чем собственно дело, почему так все происходит. Причина нынешнего бедственного положения и возможных грядущих катастроф видится многими мыслителями XIX-XX вв. в человеке особого типа - теоретическом человеке (31, I, 113), осуществляющим понятийное мышление (не в гегелевском смысле). Понятийное мышление, по Хайдеггеру, - это такое мышление, которое опредмечивает сущее в систему представлений, и тем самым, подготавливает его к использованию (52, 195). Всеобщая тенденция современной истории - это процесс коммерциализация всех аспектов жизни, а современный человек точно и полно характеризуется в терминах этой самой коммерциализации: он - потребитель. Потребитель материальных благ, потребитель культурных ценностей, потребитель других людей. Идеалом современности стал человек берущий от жизни все, а о последствиях нет заботы - «после нас хоть потоп».

Проблема выявляется следующая, если человек натворил все это, считая что, движется к Истине, то следует рассмотреть, что действительно является предметом познания для теоретического человека, обладающего понятийным мышлением и, если Истина скрыта от человека теоретического типа, то почему.

Понятийное мышление, по Хайдеггеру, есть мышление научное. Научное мышление есть научная рациональность или классическая рациональность. Считается, что ограниченность научной рациональности преодолевается в ненаучной, неклассической рациональности и далее в постнеклассической. Но на каждом этапе развития рациональности познание основывается на интеллектуальной деятельности (умозрении) познающего субъекта над значениями слов. Новое знание возникает на основе операций над смыслом слов. Различие того или иного типа рациональности есть различие предметов (эмпирический факт или чистая абстракция) и/или способов умозрения (формально-логический или диалектический, или спекулятивный). Никто из рационалистов и не пытается выйти за пределы языка, имея предпосылкой этому мнению убеждение, что нет для человека способа познания иного кроме как через призму языка и посредством словесного выражения. Это познание есть вербализирующее познание, т.е. существенной особенностью его является наличие плана выражения наряду с планом содержания. Считается, нет мысли без ее словесного выражения.

У теоретического типа человека вербализирующее познание незыблемо как средство познания вообще и Истины в частности (в этом познании Истина есть лишь частный, особенный предмет познания, наряду с другими). Предметом такого понятийного познания, по Хайдеггеру, является Сущее, а не Истина, т.к. современный человек находится в состоянии «оторванности от Бытия». В этом и причина того бедственного положения, в которое попал сам человек и общество вместе с ним. А по Ницше беда теоретического человека в том, что у него исчезла способность трагического восприятия жизни, в результате оторванности от Первоединства. Хайдеггером выход из этой ситуации видится в обращении к языку, но это значит, что за пределы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
103 Kb
Скачали:
0