Расчет быстроходной ступени. Проектный расчет валов. Расчет реакции опор тихоходного вала, страница 2

Быстроходный вал (входной - ведущий) имеет концевой участок для установки упругих полумуфт и участке, на которых нарезают зубья шестерни цилиндрических передач. Диаметр среднего участка определяем размером посадки на вал подшипника dn. На среднем участке вала нарезают зубья шестерни цилиндрической зубчатой передачи. Вал изготовляют из стали 40 ХН с твёрдостью НВ 269…302. В местах нарезки зубьев шестерни вал подвергается термообработке HRC  269…302.

Ориентировочное значение диаметра входного конца вала редуктора определим только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях [t]=15МПа.

Диаметр выходного конца определяем по формуле:

(58)

 

(59)

 

где Т – вращательный момент на шестерне Т =8,56 Н.м

Округляем в большую сторону до стандартного значения d=15мм.

Диаметр посадки на вал подшипника

dn=d+2t, где t=2мм

dnб=15+2.2=19 мм

Из рекомендованной средней серии выбираем подшипники радиальные однорядные №304 с внутренним диаметром d=20мм, внешним диаметром D=52мм, ширина B=15мм, r=2мм. Грузоподъёмность динамическая С=15,9 кН, статическая С0=7,8кН.

Диаметр вала

dбn= dn+3,2r где   r- размер фаски подшипника.

dбn= 19+3,2.2=25,4мм

(58)

 
Округляем в ближайшую сторону до стандартного значения dбn= 25мм

Схематичное изображение быстроходного вала:

Рис.7

2.7.2. Промежуточный вал

Промежуточный вал не имеет концевых участков. На нём нарезаны зубья шестерни тихоходной ступени. Рядом расположено зубчатое колесо быстроходной ступени.

(59)

 
Между подшипниками и колесом располагают дистанционную втулку на том же диаметре, что и подшипник. Втулка  втулка имеет Г-образное сечение. В качестве опор выбираем подшипники однорядные радиальные средней серии. Изготовляем вал из стали 40ХН, НВ 260…285. В месте нарезки зубьев тихоходной шестерни вал подвергается термообработке – улучшения и  закалки ТВЧ, HRC 42…90.Диаметр  под посадку на вал колёс определяется по формуле:

Где Т – вращательный момент на колесе быстроходной ступени Т=57,524 Н.м.

Округляем до стандартного значения dк=26мм.

Диаметр посадки  на вал подшипника

dn= dк-3,2.r, где r – размер фаски подшипника, r =2мм

dn=26-3,2.2=19,6мм,  dn=25мм (округление до стандартной величины)

Из рекомендуемой средней серии выбираем подшипник радиально- однорядный №305 с внутренним диаметром d=25мм, следовательно dn=25мм.

Размер подшипника №305 d=25мм, D=62мм, b=17мм, r=2мм, С=22,5 кН, С0=11,4кН.

Ширину торцов зубчатого венца колёс принимаем

S=2,5m+2

где  m- модуль зацепления.

S=2,5.1+2=4,5мм

На торцах зубчатого венца выполняют фаску f=1мм, аф=450. Острие кромки на углах обода притупляют фасками. Шероховатость посадочных поверхностей вала R£1.25, отверстия Rа=2,5.

Dsn=dn+3,2r

dsn=25+3,2.2=34,6

Схематичное изображение промежуточного вала:

Рис.8

dбп - диаметр среднего участка быстроходной ступени;

df1  - диаметр окружности впадин (шестерни);

dк  - диаметр под посадку на вал колеса;

dп  - диаметр посадки на вал подшипника;

dбк - диаметр среднего  участка в месте посадки колеса.

(58)

 
 


2.7.3. Тихоходный вал

Тихоходный вал (выходной ) имеет концевой участок для установки полумуфты, в средней части между подшипниковыми опорами размещено зубчатое колесо тихоходной ступени. В сопряжении  колеса с валом использована посадка с большим натягом. Подшипники установлены до упора в торцы вала. Между подшипниками и колесом располагаем дистанционные втулки. Вал исполняем гладким, с одним номинальным диаметром, что обеспечивает наибольшую жёсткость вала, лучшие условия посадки колёс и более низкую трудоёмкость изготовления. В сопряжении колеса с валом использована посадка с большим натягом. В качестве опор использованы радиально – упорные шарикоподшипники средней серии. Подшипники устанавливают по схеме «враспор». Необходимый осевой зазор обеспечиваем установкой набора тонких металлических прокладок под фланец привёртных крышек. Между подшипникам и колесом расположены дистанционные втулки.