Кинематика, динамика и конструирование привода поршневого компрессора, страница 26

находится в допустимых пределах, следовательно, с такой шириной зубья выдержат необходимую нагрузку.

3.7 Проектный расчет валов

Быстроходный вал имеет участок для установки полумуфты и участки, на которых нарезают зубья шестерни цилиндрической передачи. На конце вала нарезают зубья шестерни цилиндрической зубчатой передачи. Изготавливаем вал из стали 40 с твердостью НВ 269-302.

Рисунок 29 – Вал входной

Диаметр входного вала:

d =36 (мм)

Диаметр вала под подшипники:

dп=40  (мм)                                                                                              

dбп=dп+3×r= 44 (мм)       

Тихоходный вал имеет кольцевой участок для установки полумуфты, участок посадки зубчатого колеса. В конечной части между подшипниковыми опорами и колесом помещена дистанционная втулка. В качестве опор использованы шариковые радиальные подшипники ГОСТ 8338-75.  Подшипники устанавливаем  «враспор». 

Рисунок 30 – Вал выходной

Диаметр выходного тихоходного вала:

d ³ 70 (мм)

Диаметр вала под подшипники:

dп³d2=71(мм)

Зазор между колесами и стенками корпуса

                                                                             (129)

Быстроходный вал

Длина посадочного конца

lМБ =1.5×d=1.5×40=76 (мм)                                                                     (130)

Диаметр и длина резьбы

dp =0.9×(d-0.1×lМБ) =0.9×(40-0.1×76)=20 (мм)                                          (131)

lp = 0.8×dp=0.8×20=16 (мм)                                                                        (132)

Длина промежуточного участка

lКБ =1.4×dП=1.4×40=56 (мм)                                                                      (133)

dП = d+2tцил ,                                                                                               (134)

где tцил=2.

dП =36+2×2=40 (мм)

Принимаем d П  =40  мм

Тихоходный вал.

Длина посадочного конца

lМТ = 1,5×d=1.5×70=105 ( мм)                                                                              (135)

Длина цилиндрического участка

0,15·d=0,15×70=10,5 (мм)                                                                         (136)

dП =71 (мм).

3.8 Расчёт шпоночных соединений

Для тихоходного вала в месте посадки колеса

δсм=2×Т×10³/d×(h-t1)×lp                                                                                         (137)

В месте соединения с муфтой:

δсм=2×281,119×10³/70×(16-9)×36=48,83 МПа < 140 МПа.

Для быстроходного вала в месте соединения муфтой:

δсм=2×49,227×10³/36×2,5×16=24.49МПа < 140 МПа

3.9 Определение реакций опор

Приведем расчетную схему для определения реакций опор тихоходного вала:

Рисунок 31 – Эпюр выходного вала

Силы в зацеплении:

Ft=9208 H;

Fr=3517 H;

Fa=2928 H.

Сила действующая со стороны муфты:

Fm=50· Ö1294,834=1799 (H)

а) в плоскости YOZ

ΣМА=0;

-Ft ·l4 + RГB ·l5 - Fm (l5+ l6)=0;                                                                   (138)

RГВ=(Ft ·l4 + Fm (l5+ l6))/l5 = (9208·64+1799·279,5)/174=6277 (H);

ΣМr=0;

Ft ·(l5 –l4 )+RBВ ·l5 - Fm· l6=0;                                                                     (139)

RBВ =(-Ft ·(l5 –l4 )+ Fm·l6)/l5 =(-9208(174-64)+1799·105,5)/174=-4730;

Проверка: 

ΣY=-RBВ +Ft-RrВ+Fm=-4730+9208-6277+1799=0 –реакции найдены правильно;

б) в плоскости XOZ

ΣМB=0;

-Fr ·l4 +Fa ·(d2T/2)-RГГ ·l5 +Rмг(l5+ l6)=0                                                       (140)

RГГ= (-Fr ·l4 +Fа ·(d/2)+ Rмг(l5+ l6))/l5 =

=(-3517·64+2928·140,618+1799·279,5)/174=3962 (H);

ΣМr=0;

-RBГ ·l5 +Fr·(l5 –l4 )+Fа ·(d/2)+ Rмг· l6 =0;                                               (141)

RВГ=(Fr·(l5–l4)+Fа·(d/2)+ Rмг· l6)/l5=

=(3517(174-64)+2928·140,618+1799·105,5)/174=5680 (H);

Проверка:

ΣХ=RВГ-Fr–RГГ+Rмг=5680-3517-3962+1799=0 – реакции найдены правильно.

Суммарные реакции опор:

RВ=Ö(RГВ) 2+(RВВ) 2 =Ö(4730) 2+(5680) 2=7391 (H);

RГ=Ö(RГВ) 2+(RВВ) 2 =Ö(6277) 2+(3962) 2=7423  (H);

Приведем расчетную схему для определения реакций опор быстроходного вала:

Рисунок 32 – Эпюр входного вала

Силы в зацеплении:

Ft=2724 (H);

Fr=1010 (H);

Fa=535 (H).

Сила действующая со стороны муфты:

Fm=50· Ö47,258=344 H