Кинематика, динамика и конструирование привода поршневого компрессора, страница 23

Определяем среднее значение твердости поверхностей зубьев колес и значения без испытаний:

для колес:

НВср=(269+302)/2=283,5;  NHG=2,35·107.

для шестерен:

HRCср=(45+50)/2=47,5,

откуда следует, что

НВср=456;

NHG=30·4562.4=7,2·107.

Вычислим действительные числа циклов перемены напряжений отдельно по ступеням.

Быстроходная ступень:

N =60·nпр·Lh                                                                                               (92)

N=60·239.7·20000=2,88·108.

N= N· UБ                                                                                                (93)

N=2,88·108·6,07=17,482·108.

Тихоходная ступень:

N=60·nТ·Lh                                                                                                 (94)

N=60·51·20000=6,12·107.

N= N·UТ                                                                                                  (95)

N=6,12·107·4,7=28,764·107.

Определяем коэффициенты долговечности для обеих степеней:

- при расчете по контактным напряжениям:   ZN=1, т.к. N>NHG;

- при расчете на изгиб:   YN=1, т.к. N>4·106.

Вычислим допускаемые контактные и изгибные напряжения. Используя табличные данные получаем пределы выносливости δHlim и δFlim, которые соответствуют базовым числам   NHG и NFG.

Для нашего случая в обеих ступенях:

для колес:

δHlim = 1,8·285,5+67=581 (Н/мм2),

δFlim=1,03·285,5=294 (Н/мм2);

для шестерен:

δHlim=14·47,5+170=835 (Н/мм2),

δFlim=310 (Н/мм2).

Допускаемое изгибное напряжение рассчитываем по формуле:

[δ]F= δFlim· YN                                                                                                (96)

Так как коэффициент YN=1, следовательно [δ]F= δFlim.

Допускаемое контактное напряжение для нашего случая определяется по формуле:

[δ]H=0,45(δH1H2)                                                                                       (97)

[δ]H=0,45(581+835)=637 (Н/мм2).

В качестве допускаемого контактного напряжения принимаем меньшее из δH1 и δH2, следовательно, получаем окончательно:

[δ]H=637 (Н/мм2); δF2=294 (Н/мм2); δF1=310 (Н/мм2).

Для расчета межосевого расстояния требуется определить значения некоторых коэффициентов:

- коэффициент межосевого расстояния для передачи с косыми зубьями (литература /5/ с.20): Ка=43,0;

- коэффициент ширины ψba=0,315 (литература /5/ с.20);

- коэффициент ширины ψbd определяется отдельно для ступеней по формуле:

ψbd=0,5·ψba(U+1)                                                                                         (98)

Для быстроходной ступени:

ψbdБ=0,5·0,315(6,07+1)=1,114.

Для тихоходной ступени:

ψbdТ=0,5·0,315(4,7+1)=0,898.

-коэффициент неравномерного распределения нагрузки по длине контактных линий: КНβ=1.

Рассчитываем межосевое расстояние по формуле:

                                                                      (99)

Для быстроходной ступени:

Для тихоходной ступени:

Определяем диаметры dп валов в местах установки подшипников и делительные диаметры d1 шестерен по формулам:

- для входных валов каждой ступени:

d1>=(7…8)                                                                                             (100)

dп>= d1+2tкон                                                                                                (101)

- для выходных валов обеих ступеней:

d1>=(5…6)                                                                                             (102)

dп= d1+2tцил                                                                                                  (103)

Рассчитываем диаметры по данным формулам отдельно для ступеней.

Для быстроходной степени:

d1Бвх>=(7…8)>=25,3…28,9=40 (мм),

dпвх>=28+2·1,8>=31,6=40 (мм);

d1Бвых>=(5…6)>=32,8…39,6=40 (мм),

dпвых>=36+2·2=40 (мм).

Для тихоходной ступени:

d1Твх>=(7…8)>=45,857…52,408=62 (мм),

dпвх>=50+2·2,3>=54,6=70  (мм);

d1Твых>=(5…6)>=54,495…65,394=63 (мм),

dпвых >=63+2·2,7>=68,4=71(мм).

Предварительные основные размеры колес.

Делительные диаметры рассчитываются по формуле: