Определение уровня вероятности проявления болезни (Лабораторное занятие № 9)

Страницы работы

Содержание работы

Лабораторное занятие № 9

Тема: Определение уровня вероятности проявления болезни

Цель – изучить значение уровня вероятности (достоверности) проявления болезни.

Задачи:

1.  Определить крите5рий достоверности – t (st)

2.  Определить уровень вероятности (р)

3.  Последовательность и этапы обработки статистических данных методом вариационной статистики.

Следует определить критерий достоверности (t), который получают путем деления величины средней арифметической на ее ошибку:

t==

Это значит, что ошибка m укладывается в своей средней М в 4,95 раза. Достоверное значение М определяется по таблице Стьюдента, в которой приведены значения V(v) и t при разных уровнях вероятности.

Таблица 32.

Стандартные значения критерия Стьюдента (tst) при n < 30

Число

Степеней свободы

(п-1=V)

Уровень вероятности Р

0,10

0,05

0,01

0,001

Значение

5

2,0

2,6

4,0

6,9

6

1,9

2,4

3,7

6,0

7

1,9

2,4

3,5

5,3

8

1,8

2,3

3,4

5,0

9

1,8

2,3

3,3

4,8

10

1,8

2,2

3,2

4,6

11

1,8

2,2

3,1

4,4

12

1,8

2,2

3,1

4,2

13

1,8

2,2

3,0

4,1

14

1,8

2,1

3,0

4,1

15

1,8

2,1

2,9

4,1

16

1,7

2,1

2,9

4,0

17

1,7

2,1

2,9

4,0

18-20

1,7

2,1

2,9

3,9

21-24

1,7

2,1

2,8

3,8

25-28

1,7

2,1

2,8

3,7

29-30

1,7

2,0

2,8

3,7

 = п-1=10-1=9

По таблице 32 находим, что при числе степеней  свободы n-1=V=10-1=9 достоверное значение степеней:

1.  При значении –t=1,8; Р=0,10   90%

2.  При значении –t=2,3; Р=0,05   95%

3.  При значении –t=3,3; Р=0,01   99%

Эти данные показывают, что в первом примере из 100 случаев могли бы получить 10 неверных результатов, во втором – 5 и третьем – один неверный результат. В нашем примере (t=4,982) достоверность очень высокая, Р=0,001 (из 1000 случаев возможен один неверный результат).

При оценке (выяснении) существенной разницы между средними величинами двух выборок (показателей двух районов, областей, республик) вычисляют критерий значимости (показатель существенной разницы) Стьюдента по формуле:

t=

где М1 и М2 –сравниваемые средние арифметические, участвующие в сравнении выборочных;

m1 ² и m2² - квадраты их средних ошибок;

Таблица 33.

Стандартные значения критерия Стьюдента (t) для вероятности Р0 при  степеней свободы.  >30

Число степеней свободы

Уровень вероятности (Р)

0,05

0,01

0,001

0,05

0,01

0,001

1

12,71

63,69

-

21

2,08

2,83

3,82

2

4,30

9,93

31,60

22

2,07

2,82

3,79

3

3,18

5,84

12,94

23

2,07

2,81

3,77

4

2,78

4,60

8,61

24

2,06

2,80

3,75

5

2,57

4,03

6,87

25

2,06

2,79

3,73

6

2,45

3,71

5,96

26

2,05

2,78

3,71

7

2,37

3,50

5,41

27

2,05

2,77

3,69

8

2,31

3,36

5,04

28

2,04

2,76

3,67

9

2,26

3,25

4,78

29

2,04

2,76

3,66

10

2,23

3,17

4,59

30

2,02

2,75

3,65

11

2,20

3,11

4,44

40

2,01

2,70

3,55

12

2,18

3,06

4,32

50

2,00

2,68

3,50

13

2,16

3,01

4,22

60

1,99

2,66

3,46

14

2,15

2,98

4,14

80

1,98

2,64

3,42

15

2,13

2,95

4,07

100

1,98

2,63

3,39

16

2,12

2,92

4,02

120

1,97

2,62

3,37

17

2,11

2,90

3,97

200

1,96

2,60

3,34

18

2,10

2,88

3,92

500

1,96

2,59

3,31

19

2,09

2,86

3,88

600

1,96

2,58

3,29

20

2,09

2,85

3,85

Степень достоверности (уровень вероятности, существенности) – Р определяют по таблице 33 Стьюдента на основании показателя существенной разницы t и степени свободы п, которая для двух выборок равна n1+n2-2.

Разница считается достоверной при Р<0,05

Когда полученный в исследованиях критерий достоверности (t) меньше критерия Стьюдента для первого порога существенности (Р<0,05), разница между сравниваемыми величинами недостоверна. В этом случае считается недоказанным наличие или отсутствие разницы между сравниваемыми выборками.

В этом большое познавательное значение метода средних величин при анализе качественно однородных совокупностей. Однако следует иметь в виду, что при эпизоотологическом анализе приходится, как правило, иметь дело с совокупностями неоднородными в качественном отношении.

Рассматривая в эпизоотологическом отношении республику (зону) как совокупность отдельных областей или область как совокупность отдельных районов, нередко варьирование  показателей заболеваемости в областях или отдельных районах определяются различиями факторов (условий), влияющих на распространение болезни.

Контрольные вопросы:

1.  Что означает критерий достоверности?

2.  Формула критерия достоверности?

3.  Что означает уровень вероятности (Р)?

4.  Как определяется уровень вероятности?

5.  Что означает показатель ?

6.  Достоверное значение степени при Р=0,10;0,05;0,01.(выразить в %)

7.  Достоверное значение Р=0,001, что это означает?

8.  Какая разница  показателей считается достоверной?

9.  При каких критериях достоверности (t) разница между сравниваемыми величинами недостоверна?

10.  Для чего и как используют стандартные значения критерия Стьюдента (tst)?

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
139 Kb
Скачали:
0