Методические указания к выполнению ситуационных заданий по дисциплине «Болезни молодняка», страница 4

Специфическая профилактика инфекционных болезней молодняка сельскохозяйственных  животных основывается на вакцинации глубоко стельных животных и молодняка вакцинами. Для вакцинации используют живые и инактивированные вакцины. Преимущество вакцинации живыми вакцинами состоит в том, что вакцину вводят однократно, иммунитет при этом более продолжительный с высокой напряжённостью. Неблагоприятным моментом  может быть проявление клинических признаков болезни при вакцинации ослабленного молодняка. Инактивированные вакцины не поддерживают иммунитет достаточной напряжённости, поэтому животных вакцинируют двукратно с ревакцинацией. Маточное поголовье вакцинируют    двукратно перед отёлом или опоросом. Молодняк вакцинируют на 8-10 сутки жизни, повторно через 10 дней. Ревакцинацию проводят на 2-3 мес.

Таким образом, в системе мер по профилактики инфекционного процесса важно проводить дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию; соблюдать принцип «всё пусто – всё занято»; необходимо устранять неблагоприятные условия кормления, содержания животных; проводить плановые противоэпизоотические мероприятия.

2 Схема выполнения ситуационных заданий

Оформление  работы  должно осуществляться по следующей схеме:

 Теоретическое обоснование работы

В этом разделе студент должен подробно описать теорию инфекционного заболевания по плану:

1.   Определение болезни;

2.   Этиология (возбудитель болезни);

10

3.  Эпизоотологические данные (видовая, половая, возрастная восприимчивость, источник инфекции, механизм передачи, интенсивность эпизоотического процесса);

4.  Патогенез и клинические признаки (инкубационный период, течение и формы проявления, симптомы, прогноз, исход);

5.  Патоморфологические изменения;

6.  Диагноз и дифференциальный диагноз;

7.  Терапия, общая и специфическая профилактика болезни.

При описании теоретической части работы необходимо использовать не менее 10 - 15 литературных источников.

 Практическая часть работы

Практическая часть осуществляется после теоретического обоснования работы. Выполнение заданий необходимо начать с записи присвоенной задачи. Ситуационные задачи могут иметь различные условия. В большинстве заданий необходимо составить план противоэпизоотических мероприятий, разработать схему лечения и  специфической профилактики инфекционного заболевания. План мероприятий должен составляться  с учётом  конкретных плановых задач.  При составлении плана  следует руководствоваться ветеринарным законодательством. В плане необходимо указать предстоящие мероприятия, сроки их проведения, ответственных лиц, потребность  в биопрепаратах, материалах и оборудовании, дезинфектантах,  какие применяют вакцины, сыворотки, диагностикумы, приводят схему вакцинаций и ревакцинаций и др.

Мероприятия должны быть сформулированы  в повелительной форме («провести», «изолировать», «оборудовать») чётко и ясно, чтобы исполнители не испытывали затруднений в трактовании того, что написано в плане. При указании срока исполнения нужно определять конкретно число, месяц, год.

11

В графе «ответственный за выполнение» должны быть названы административно - ответственные лица – руководители и специалисты хозяйства. Ответственный – это должностное лицо, которое должно обеспечить финансированием включённое в план мероприятие, а исполнитель – тот, кто организует и проводит это мероприятие. В графе «примечание»  дают дополнительные пояснения к тому, как выполнить конкретные мероприятия (указывают концентрацию и  расход дезраствора; куда изолировать больное животное; на какие участки складировать  навоз; наименование вакцины и схему иммунизации  и т.п.) В плане необходимо указать сроки проводимых мероприятий («снять карантин через … дней после последнего случая заболевания или падежа животных, проведения заключительной дезинфекции»). План составляется по следующей форме: