Постэмбриональное развитие, старение и смерть организма

Страницы работы

Содержание работы

ТЕМА: "ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СТАРЕНИЕ И СМЕРТЬ

ОРГАНИЗМА"

I. Научно-методическое обоснование

Полученные знания и умения необходимы при изучении нормальной и патологической физиологии, патанатомии, терапии, хирургии, детских болезней, судебной медицины, при работе врачом.

II. Цель

1. Научить студентов определять конституционные типы людей.

2. Выяснить степень усвоения студентами знаний по характеристике периодов постнатального онтогенеза, его генного контроля, особенностям конституции человека, биологическим и социальным аспектам старения, характеристике клинической и биологической смерти организма.

III. Задачи

1. Знать характеристику периодов постнатального онтогенеза, их генный контроль, влияние эндокринных желез и витаминов на рост и развитие организма, особенности конституции человека, биологические и социальные аспекты старения, характеристику клинической и биологической смерти организма.

2. Уметь объяснить предрасположенность к заболеваниям у людей с различными конституционными типами.

3. Ознакомиться с этическими и юридическими аспектами эутанасии.

IY. Содержание, хронокарта занятия

────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────

N │                                                         │Время п/п│                     Этапы занятия                       │в мин.

────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────

1.   Вступительное слово. Ответы на вопросы.                     5

2.   Проверка знаний студентов по контрольным вопросам темы методом фронтального опроса.                               55

2.1  Постнатальный онтогенез, его периоды.

2.2  Генный контроль постнатального онтогенеза.

2.3  Рост и развитие организма. Роль эндокринных желез и витаминов в постнатальном развитии человека. Акселерация.

2.4  Конституция человека. Классификация типов телосложения по форме тела, их медицинские аспекты.

2.5  Взаимодействие социального и биологического в дорепродуктивном и пострепродуктивном периодах. Влияние на рост и развитие организма алкоголя, наркотиков, курения.

2.6  Старение организма (физиологическое и преждевременное).

Биологические аспекты старения. Теории старения. Проблема долголетия. Геронтология и гериатрия. Роль социальных факторов.

2.7  Смерть организма (клиническая и биологическая). Возможность оживления организма, ее биологические аспекты.

Эутанасия, ее этические и юридические аспекты.

2.8  Демонстрация диапозитивов по ходу разбора вопросов темы.

3.   Тестовый контроль.                                         10

4.   Подведение итогов опроса. Объяснение ООД по  выполнению лабораторной работы.                                        5

5.   Выполнение лабораторной работы.                            45

6.   Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний студентов.                                                 10

7.   Подведение итогов занятия. Объяснение ООД по очередной теме.                                                       5

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

ИТОГО:  135

Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач

Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия.

По вопросу 2.1 дать характеристику дорепродуктивного, репродуктивного и пострепродуктивного периодов постнатального онтогенеза. Воспользоваться таблицей 3, диапозитивами 69, 70, 71.

В вопросе 2.2 разобрать характер изменений в ядре и цитоплазме клеток и механизмы этих изменений в дорепродуктивном, репродуктивном и пострепродуктивном периодах.

По вопросу 2.3 рабобрать, что такое рост, константа роста, роль эндокринных желез и витаминов в постнатальном развитии человека.

Вопрос 2.5 разобрать, используя таблицу 4.

Для вопроса 2.6 дана таблица 1. Подчеркнуть, что старение - это неизбежно и закономерно нарастающий во времени, многозвеньевой процесс, ведущий к уменьшению приспособительных способностей организма и увеличению вероятности смерти.

По вопросу 2.7 рассмотреть смерть как закономерный, завершающий этап онтогенеза, указать причины смерти, характеристику клинической и биологической смерти. Обратить внимание студентов на значимость проблемы эутанасии, ее этические и юридические аспекты.

При выполнении лабораторной работы студенты заполняют таблицы "Генный контроль постэмбрионального развития" и "Гормоны, их роль в постнатальном онтогенезе".

Подвести итоги занятия, проверить протоколы выполнения лабораторной работы. Дать оценку знаний каждого студента по теме. Дать ООД к следующей теме.

YI. Методическое обеспечение занятия

Таблицы:

1. Старение (66).

2. Неравномерность роста органов (74).

3. Индивидуальное развитие хордовых (143).

4. Пороки развития (76).

Диапозитивы:

1. (69-70) - (развитие организма после рождения).

2. (71) - (развитие зародыша).

Оборудование:

1. Диапроектор Пеленг-800, Пеленг-700-АД.

YII. Литература

Основная:

1. Лекции.

2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н., М.: Медицина, 1984, стр.204-217.

3. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н. (1-я книга). М., ВШ, 1997, с.338-340, 371-387, 396-427.

4. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: Вища школа, 1987, с.160-178.

5. Бекиш О.-Я. Л., Храмцова Л. А. Практикум по биологии и общей генетике. Витебск, 1997, тема N 19.

6. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология. Витебск, 1997, лекция N 14.

7. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология (курс лекций для студентов медицинских вузов). Витебск, 1997, с.98-105.

Дополнительная:

1. Основы общей биологии. Под ред. Либберта Э. М., Мир, 1982, с.237-243.

2. Бердышев Г. Д., Криворучко И. Ф. Генетика человека с основами медицинской генетики. Киев, Вища школа, 1979, с.242-249, 260-291.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
42 Kb
Скачали:
0