Методика для оценки психологического климата в классе

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Методика №3.

                 “Психологический климат коллектива.”

Цель: на основании ответов учащихся оценить различные проявления психологического климата в классе.

Ход проведения: Учащимся предлагается бланк для оценки психологического климата в классе и следующая инструкция:

“Перед вами бланк, на котором перечислены различные свойства психологического климата. Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашем классе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки:   3 – свойство проявляется  всегда;

                      2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Обратите внимание, что свойства А и В противоположны по своему содержанию, потому в графе 3 (“оценка”) может быть обведена только одна цифра (1, 2 или 3), которая стоит ближе к свойству А, либо к свойству В”.

                                                                 Бланк

Свойства психологического климата  А

Оценка

Свойства психологического

климата В

1

2

3

4

1

Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения

1 2 3   0   1 2 3

Преобладает подавленное настроение

2

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

1 2 3   0   1 2 3

Конфликтность в отношениях, антипатия

3

В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание

1 2 3   0   1 2 3

Группировки конфликтуют между собой

4

Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

1 2 3   0   1 2 3

Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

5

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы

1 2 3   0   1 2 3

Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6

С уважением относятся к мнению других

1 2 3   0   1 2 3

Каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

7

Достижения и неудачи группы переживаются как собственные

1 2 3   0   1 2 3

Достижения и неудачи группы не находят отклика у её членов

8

В трудные для группы дни происходит эмоциональное единение, "один за всех и все за одного"

1 2 3   0   1 2 3

В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения

9

Чувство гордости за группу, если её отмечает руководство

1 2 3   0   1 2 3

К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно

10

Группа активна, полна энергии

1 2 3   0   1 2 3

Группа инертна, пассивна

11

Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе

1 2 3   0   1 2 3

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

1 2 3   0   1 2 3

Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебригаемых",пренебрежительное отношение к слабым

13

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

1 2 3   0   1 2 3

Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Для облегчения проведения опроса можно учащимся раздать бланки, на которых изображены только графы 1 и 3 данного бланка, а свойства психологического климата из граф 2 и 4 зачитывать вслух.

Обработка:

Сложить оценки левой стороны бланка (сумма А), затем сложить оценки правой стороны бланка (сумма В); Найти их разность (С=А-В). Если С≤0, то, по мнению испытуемого, имеет ярко выраженный неблагоприятный психологический климат. Если С<25, то психологический климат неустойчиво благоприятен. Если С>25, то психологический климат благоприятен.

Далее следует рассчитать средне групповую оценку психологического климата по формуле:

Сумма всех значений С

C= ------------------------------------------------Кол-во участвующих в эксперименте

Похожие материалы

Информация о работе