План-конспект зачетного урока физики, проведенного в 10 классе на тему: "Принцип действия тепловых машин. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей"

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Физический факультет 

Кафедра общей физики

План – конспект

зачетного урока физики

проведенного в 10 «А» классе СШ № 26 г. Гомеля

студентом-практикантом 4 курса

физического факультета

специальности «Физика. Техническое творчество»

ГГУ им. Франциска Скорины

Гордуновым Денисом Сергеевичем

Проверила:

учитель физики

ГУО «СШ № 26» г. Гомеля                                 Чугай Светлана Михайловна

Гомель 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Физический факультет 

Кафедра общей физики

План-конспект урока физики в 10 «А» классе                 28.11.2012 г.

Проведен в ГУО «СШ № 26 г. Гомеля»

Разработал:                                                  

студент 4 курса ГГУ им. Ф. Скорины гр. Ф-42                                     Гордунов Денис Сергеевич

Проверила:

учитель физики

ГУО «СШ № 26» г. Гомеля                                 Чугай Светлана Михайловна

Гомель 2012

Тема урока:  Принцип действия тепловых машин. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых двигателей.

Цель:

Образовательная

– познакомить учащихся с различными видами тепловых двигателей и с понятием теплового двигателя;

– научить учеников на примере решения конкретных задач определять коэффициент полезного действия тепловых двигателей;

– раскрыть перед классом значение и практическое применение тепловых двигателей в современной цивилизации;

– расширить уровень знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с масштабным использованием тепловых двигателей человеком в промышленных целях;

Развивающая

– развивать у учеников произвольное внимание в ходе урока;

– организация активной мыслительной деятельности учащихся;

– формирование у детей умений и навыков применять законы термодинами-ки в рассматриваемых условиях, делать анализ и выводы рассматриваемых физических ситуаций;

Воспитательная

– формировать познавательный интерес к физике;

– воспитывать личностные качества: активность, аккуратность и самостоя- тельность в работе;

– формировать навыки самоконтроля и самооценки;

– воспитывать у учащихся чувство ответственности перед природой и окружающей средой;

Тип урока: изучение нового материала.

Метод контроля:  фронтальный, дифференцированный.

Межпредметные связи: математика, естествознание.

Учащиеся должны знать: основные понятия термодинамики.

Учащиеся должны уметь: применять основные математические и физические закономерности при решении физических задач,  рассчитывать требуемые физические величины.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Домашнее задание

6. Выставление оценок за урок

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

– приветствие учащихся;

– сверка списочного состава класса;

– сообщение целей и задач данного урока учащимся;

– фиксирование учащимися в дневниках домашнего задания на следующий урок (§§28,29 упр.15 (1-2)).

2. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, на предыдущих уроках мы с вами рассматривали различные виды энергии, и ее переходы из одной формы в другую. Сегодня мы с вами разберем и рассмотрим различные типы машин, устройства, в которых по средствам своей работы реализуется переход энергии из одного вида в другой.

3. Изучение нового материала.

УЧИТЕЛЬ: Устройства, по средствам работы которых, энергия переходит из одного вида в другой, имеют общее название – тепловые двигатели.

Тепловой двигатель – устройство, превращающее внутреннюю энергию топлива в механическую.

Тепловые двигатели

Паровой двигатель

ДВС

Реактивный двигатель

Газовая (паровая) турбина

Паровой двигатель является первым двигателем, изобретенный человеком, и использовался в паровозах, теплоходах и др. видах транспорта. В настоящее время человек активно использует транспорт, работающий на том или ином виде теплового двигателя. Преимущественно тепловые двигатели используют на водном транспорте, железнодорожном, автомобильном. На этих видах транспорта преобладает ДВС.

Так же не маловажное значение тепловые двигатели занимают в работе тепловых, атомных электростанций. Здесь используют в виде двигателей газовые (паровые) турбины.

В ракетостроении и космической промышленности преимущественно используются реактивные двигатели.

Любая тепловая машина основана и состоит из трех основных частей:

1. Нагреватель – передает рабочему телу энергию в виде тепла;

2. Холодильник – забирает от рабочего тела неизрасходованную часть тепловой энергии;

3. Рабочее тело (газ или пар) – система, которая обменивается энергией с внешней средой или другими системами и совершает работу;

Общая схема работы тепловой машины:

∆Q1

∆Q2

Рабочее
 тело
холодильник нагреватель


1

2

3

 


А

Похожие материалы

Информация о работе