Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, страница 2

Не следует считать оба варианта несовместимыми друг с другом. Легко убедиться, что они могут быть объединены, если предположить, например, что система с реверберацией включается быстрее после первого совпадения условного и без­условного раздражителей, но быстро истощается, а система с повышением проводимости включается медленнее после ряда совпадений внешних стимулов, но зато функционирует дольше. Возможен, наконец, и третий вариант, состоящий в повышении проводимости синапсов нейронов, участвующих в реверберации. Правда, он представляется неэкономичным с точки зрения энер­гетики процесса.

    Далее следует стадия долговременной памяти. Иногда ее называют непрерывной, выражая этим то обстоятельство, что в ряде случаев она может сохраняться в течение всей жизни. Во многих других случаях через более или менее длительное время (дни, месяцы, годы) наступает забывание. Начало этой ста­дии во времени является столь же вариабельным для различ­ных организмов и условий, как и продолжительность предше­ствующей стадии промежуточной памяти. Во всяком случае время формирования долговременной памяти измеряется не се­кундами, а минутами или часами. Она также связана с синтезом (обновлением) макромолекул, хотя характер этой связи отличается от той, которая обнаружена для промежуточной стадии.

Особого упоминания заслуживает явление восстановления частично утраченной памяти при повторном воздействии, на­поминании. Этот хорошо известный феномен относительно мало исследован в биохимическом отношении. Любая гипотеза о ме­ханизмах нейрологической памяти лишь тогда может считать­ся полноценной, если она объясняет и это явление.

       Очевидно, что познание механизмов памяти было бы значительно облег­чено, если бы ее можно было связать со строго определенной областью мозга. К сожалению, такой строго ограниченной об­ласти не существует. В хранении долговременной памяти участвует большая часть коры. Пока не удавалось вызвать в опытах на животных достоверные нарушения уже сформиро­вавшейся ДП путем повреждения или временного выключения той или иной области коры; если при этом не происходит очень глубокой дезорганизации мозга в целом. С одной стороны, это свидетельствует о том, что система хранения ДП диспергирована (распределена) по большей части мозга. С другой стороны, устой­чивость сформировавшейся ДП к местным повреждениям мозга свидетельствует о многократном повторении элементов памяти. Только система, элементы которой многократно дублированы, может сохранять активность после разнообразных повреж­дений. Краткость полного или почти полного повторения той или иной нейроло­гической информации, включенной в систему хранения, явля­ется, по-видимому, чрезвычайно большой. Это послужило причиной возникновения так называемых голографических те­орий памяти. Известно, что одним из важнейших свойств голографического изображения объекта является возможность воспроизвести изображение в целом из любых чрезвычайно малых фрагментов голограммы. Правда, чем меньшая часть голограммы берется для этой цели, тем менее четким стано­вится изображение, но тем не менее оно остается целостным. Голограмма не просто многократно повторяет условное изо­бражение объекта — каждый повтор фиксирует весь объект, но как бы в несколько ином ракурсе.

 Несколько иначе обстоит дело с локализацией в мозгу про­цессов формирования ДП, т. е. стадий кратковременной па­мяти. Многие двусторонние повреждения гиппокампа (аммониева рога) вели к нарушению промежуточной стадии. Сюда относятся и хирургическое удаление, и воздействие некоторых ядов. Однако и в этом случае нельзя говорить о вполне строгой локализации. Описан целый ряд опытов, в которых запоминание отдельных навыков удает­ся обеспечить, хотя и с большими трудностями, у животных с двухсторонне удаленным гиппокампом. Некоторые яды про­межуточной стадии эффективны лишь при воздействии не толь­ко на гиппокамп, но и на некоторые другие области мозга. Так, например, пуромицин надежно подавляет консолидацию лишь при одновременном введении в гиппокамп, височные и (или) каудальные области. В то же время нарушить с помощью это­го яда уже сформировавшуюся ДП можно, только вводя его в большинство областей мозга (во все перечисленные выше, и, кроме того, во фронтальную и вентрикулярную). Это лиш­ний раз иллюстрирует дисперсное хранение ДП.

Имеется ряд указаний и на участие в консолидации таких образований вентрикулярной области мозга, как хвостатое яд­ро, миндалина и, особенно, компактная часть черного вещества. Интенсивная электро­стимуляция при обучении этого образования, довольно огра­ниченного по объему, существенно нарушала запоминание у крыс.

Таким образом, процесс формирования долговременной па­мяти не удается «привязать» к какой-то одной области мозга, но все же он не столь диспергирован, как хранение ДП. Су­ществуют 4—5, а возможно, и несколько большее число доста­точно ограниченных областей, повреждение или выключение которых существенно подавляет консолидацию. В этом состоит одно из важных отличий этого последнего процесса от хране­ния ДП.

        Полагают, что наличие у человека второй сигнальной системы, основан­ной на словесной символике, привязывает любые формы мыш­ления и памяти к тем участкам, которые связаны с речью. По­следние же локализованы четко. Так разрушение заднеге отдела средней лобной извилины приводит к развитию аграфии - утрате способности производить рукой точные и тонкие движения при написании букв, знаков и слов, или при разрушении заднего отдела нижней лобной извилины, т.е. центра Брока приводит к двигательной афазии-утрате способности произносить слова. Такая афазия не связана с потерей функции мышц, участвующих в речеобразовании. Более того, при поражении данного участка головного мозга не утрачивается способность к произношению звуков или пению. А вот поражение центрального отдела нижней лобной извилины сопровождается вокальной амузией -неспособностью к составлению и воспроизведению музыкальных фраз и аграмматизмом – утратой способности составлять осмысленные предложения из отдельных слов. Речь таких больных состоит из несвязанного по смысловому значению слов. Поэтому повреждение этих центров следует квалифицировать не как повреждение гипо­тетического центра памяти, а как нарушение всей второй сиг­нальной системы. Повреждения же в других областях мозга человека так же, как и у животных, не дают четко регистри­руемых повреждений уже сформировавшейся ДП.

Итак, хранение долговременной памяти представляется функцией большей части мозга, причем надежность механизма хранения обеспечивается, по-видимому, многократным дубли­рованием элементов системы в далеко отстоящих друг от дру­га отделах. Формирование же долговременной памяти связано с рядом специальных образований мозга (гиппокамп, компак­тная часть черного вещества и др.), которые довольно много­численны, но все же могут быть достаточно четко отграничены от других областей.