Особенности репродукции человека

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА: "ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА"

I. Научно-методическое обоснование

Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении гистологии, нормальной и патологической физиологии, акушерства и гинекологии, урологии, детских болезней, судебной медицины, при работе врачом общей практики.

II. Цель 

1. Научить студентов определять стадии спермато- и овогенеза на микропрепаратах.

2. Проверить степень усвоения студентами знаний по биологической детерминации пола у человека, особенностям гаметогенеза, оплодотворения, дифференцировки пола в развитии у человека.

III. Задачи 

1. Знать биологические особенности репродукции человека, аспекты формирования полового диморфизма, механизмы развития гермафродитизма.

2. Уметь определять стадии спермато- и овогенеза на микропрепаратах.

3. Ознакомиться с этическими и юридическими аспектами вмешательства в репродукцию человека, в его морфологический и гражданский пол.

IY. Содержание, хронокарта занятия

────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────

N │                                                         │Время п/п│                     Этапы занятия                       │в мин.

────┼─────────────────────────────────────────────────────────┼──────

1 │                            2                            │  3

────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────

1.   Вступительное слово. Ответы на вопросы.                     5

2.   Проверка знаний студентов по контрольным вопросам темы методом фронтального опроса.                               50

2.1  Биологическая детерминация пола в развитии у человека.

Половой диморфизм: генетический, гонадный, гаметный, гормональный, морфологический, гражданский и поведенческий.

2.2  Дифференцировка признаков пола в развитии. Значение генов Tfm и H-Y половых хромосом в формировании пола у человека.

2.3  Особенности овогенеза у человека,  его гормональная регуляция.

2.4  Сперматогенез у человека, его гормональная регуляция.

2.5  Морфологические и функциональные особенности зрелых гамет у человека.

2.6  Особенности оплодотворения у человека, влияние на него сезонных ритмов, стресса, социальных факторов.

2.7  Гермафродитизм (истинный и ложный). Нарушение у человека полового самосознания. Транссексуализм. Трансвестизм.

2.8  Современная репродуктивная стратегия  человека  (искусственное осеменение,  оплодотворение в пробирке, искусственное выращивание эмбриона и пересадка его  в  матку, суррогатная мать).

2.9  Этические аспекты вмешательства в репродукцию человека

(управляемая евгеника), в морфологический и гражданский пол при гермафродитизме и транссексуализме.

3.   Тестовый контроль.                                         10

4.   Подведение итогов опроса. Объяснение ООД по  выполнению лабораторной работы.                                        5

5.   Выполнение лабораторной работы.                            50

6.   Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний студентов.                                                 10

7.   Подведение итогов занятия. Объяснение ООД по очередной теме.                                                       5

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

ИТОГО:  135

Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач

Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия.

В вопросе 2.1 разобрать биологическую детерминацию пола у человека, указать генный, гонадный, гаметный, гормональный, морфологический аспекты формирования пола у человека.

По вопросу 2.2 разобрать дифференцировку признаков пола в развитии. Особое внимание уделить значению генов Tfm и Н-А половых хромосом в формировании пола у человека.

Проверить знания студентов по контрольным вопросам темы. При разборе вопроса 2.3 указать особенности овогенеза у человека, его гормональную регуляцию, связать овогенез с мейозом, назвать цитогенетические характеристики клеток всех стадий овогенеза. Использовать таблицы 25, 27.

По вопросу 2.4 разобрать особенности сперматогенеза у человека и его гормональной регуляции, связать стадию созревания с мейозом, дать цитогенетическую характеристику сперматогоний, сперматоцитов I и II порядка, сперматид, сперматозоидов. Для иллюстрации воспользоваться таблицей 26.

При изучении вопроса 2.5 морфологические и функциональные особенности яйцеклеток и сперматозоидов разобрать по таблицам 29, 30.

При рассмотрении вопроса 2.6 указать особенности оплодотворения у человека, используя таблицу 30. Подчеркнуть, что сперматозоид проникает в овоцит I порядка. Разобрать влияние на оплодотворение гормональных и социальных факторов, сезонных ритмов.

При разборе вопроса 2.7 дать понятие истинного и ложного гермафродитизма, ядерного и краевого транссексуализма, назвать причины их возникновения.

По вопросу 2.8 указать, что проблема современной репродуктивной стратегии человека связана с большим количеством бесплодных браков, высокой детской смертностью, рождением неполноценных детей. Решение этой проблемы в определенной степени связано с искусственным осеменением женщины, проведением оплодотворения в пробирке, искусственным выращиванием эмбриона и последующей пересадке его в матку, использованием суррогатной матери, ранней пренатальной диагностики.

В вопросе 2.9 разобрать этические аспекты при вмешательстве в репродукцию человека, в морфологический и гражданский пол при гермафродитизме и транссексуализме.

В процессе выполнения студентами лабораторной работы оказывать им индивидуальную помощь.

В препарате "Семенник крысы" (56х) студенты должны зарисовать несколько извитых канальцев, обозначить белочную, сосудистую оболочки, семенные канальцы, клетки Лейдига, Сертолли. Следует отдельно зарисовать фрагменты семенного канальца (280х) и обозначить сперматогонии, сперматоциты I и II порядков, сперматиды, сперматозоиды. Воспользоваться таблицей 29.

При изучении препарата "Сперматозоиды человека" (630х) зарисовать его и обозначить головку, шейку и хвостик. Воспользоваться таблицами 29, 30.

В препарате "Яичник кошки" (56х) студенты зарисовывают его фрагмент, обозначают примордиальные, растущие и зрелый фолликулы, желтое тело, тека-клетки зрелого фолликула. Отдельно следует зарисовать зрелый фолликул (Граафов пузырек) (56х или 280х) и обозначить яйценосный бугорок, овоцит I порядка, блестящую зону, лучистый венец, фолликулярные клетки, тека-клетки, полость фолликула. Воспользоваться таблицей 27.

Дать ООД по выполнению лабораторной работы.

Преподаватель контролирует правильность выполнения лабораторной работы и производит коррекцию.

Подвести итог занятия. Дать оценку знаний и умений каждого студента с учетом уровня самоподготовки, правильности оформления протокола занятия, зарисовок.

Дать ООД к очередному занятию.

YI. Методическое обеспечение занятия

Таблицы:

1. Схема процесса оогенеза у человека (25) - 3 шт.

2. Схема процесса сперматогенеза и спермиогенеза у человека (26) - 3 шт.

3. Микрофотография зрелого граафова пузырька (27) - 3 шт.

4. Половые клетки человека (28) - 3 шт.

5. Срез ткани семенника человека (29) - 3 шт.

6. Половые клетки, оплодотворение (30) - 3 шт.

Микропрепараты:

1. Сперматозоиды млекопитающего - 42 шт.

2. Яйцеклетка млекопитающего - 38 шт.

3. Яичник - 20 шт.

Диапозитивы:

1. (264) Половые клетки в семенных канальцах крысы. Оплодотворение у человека.

Оборудование:

1. Микроскопы Биолам Р-11.

2. Диапроектор Пеленг-800.

YII. Литература 

1. Лекции.

2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н., М.: Медицина, 1984, стр.5464, 105-111, 153-166.

3. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: Вища школа, 1987, стр.52-64.

4. Гершензон С. М. Основы современной генетики. Киев, Навукова думка, 1979, стр.117-124.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
49 Kb
Скачали:
0