Основные школы и концепции культурологии, страница 2

            Макс Вебер (1864-1920). Его работы: «Протестантская элита и дух капитализма» (1905); «Хозяйственная этика мировых религий» (1915). Главная идея – прямая обусловленность экономической жизни стран и народов сложившимися в них религиозно-этическими нормами. Успехи северо-западной Европы и США Вебер объяснял господством протестантизма (который способствует развитию капитализма – индивидуализм). Отставание юга Европы и Латинской Америки – католицизмом (феодальная религия – корпоративность, сословность). Созерцательность восточных религий приводит к экономической стагнации (буддизм, даосизм).

Вопрос 5. Символическая школа

            Самая молодая и самая влиятельная на западе школа. Развивалась на основе достижений семиотики, информатики, кибернетики. Через эти отрасли знания культура получила выход в мир техники и ЭВМ. Основатели этой школы – Э.Кассирер, К.Леви-Строс.

            Эрнест Кассирер (1874-1945) – немецкий философ, автор труда «Философия символических форм». В основе концепции Кассирера – человеческая способность к массовой, систематической и постоянной символизации. Язык, наука, искусство, религия – составные части символического круга, в котором живет человек. Наличие символов отличает человека от животного. Кассирер предлагает называть человека символическим животным, т.к. у животного нет внутреннего мира, нет воображения.

            Клод Леви-Строс (родился в 1908 г) – французский социолог и этнограф, создатель структурной антропологии. Он утверждал: «Бессознательное содержит в себе структуру, т.е. совокупность регулярных зависимостей общественных отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык сообщений». Леви-Строс делает акцент на исследование форм, в которых протекает культурная деятельность человека: общечеловеческих универсалий, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие понятия обозначены понятием структура. Структура истолковывается как совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода или же в различных регионах мира. Эти структуры (формы) действуют как бессознательные механизмы, регулирующие духовно-творческую деятельность. В основе бессознательного лежит механизм знаковых систем. На сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты  и т.д. Но делает это он по определенным правилам, которые выработаны коллективным бессознательным. Эти правила – элементы структуры языка. Такие же элементы структуры присутствуют в других сферах духовной культуры – в области искусства, права, религии, литературы, мифологии, обычаев и традиций. Эти структурные элементы проявляются в индивидуальной жизни, в этом и «состоит бессознательная деятельность человеческого духа». Бессознательное творчество человеческого духа лежит в основе культуры.  «Человек, - говорит Леви-Строс, - единство внешнего и внутреннего. Внешнее – те символы, которыми он оперирует. Внутреннее – бессознательная структура разума. Внутреннее не меняется в человеке, внешнее – изменчиво. Реальность меняется, и это нарушает структурную связь внешнего и внутреннего. Отсюда все драмы современной культуры. Современный человек нуждается в ремонте. Следует вернуться к опыту первобытного человека, существо которого едино, целостно. И здесь неоценима роль антропологии – главной гуманитарной науки. Либо XXI век будет веком гуманитарных наук, либо человек исчезнет с лица Земли.

Вопрос 6. Концепция игровой культуры

            Йохан Хейзинга (1872-1945). Голландия; культуролог, известен работой «Человек играющий». Основная идея – культура носит игровой характер. Игра, в концепции Хейзинга – это культурно-историческая универсалия.  «Культура, - пишет он, - не происходит из игры как живой плод, который отделяется от материального тела, - она развивается в игре и как игра. Все культурное творчество и есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры». Он опирается на традицию (Кант, Шиллер) истолкования искусства из игры как спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Игра старше культуры, она является основанием культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей Среды человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в собственном воображении, т.е. своего рода «проиграть» процесс. Согласно Хейзенгу, целые эпохи играют в воплощение идеала (Возрождение, коммунизм и т.д.). По мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план, растворяется, ассимилируется, кристаллизируется в учености и в поэзии, в правовых отношениях, в формах политической деятельности. Вытеснение игры началось в XVIII веке, когда обществом овладело трезвое понятие пользы, что и привело к утрате свободного духа культуры.

            Эстетическая игра в современных условиях переродилась в суррогат игровой деятельности – спорт. Спорт – это научно-технически организованный азарт. Искусство ХХ века утрачивает игровое духовное напряжение. Масса людей потребляет искусство, но не творит его сами.

            Анализ современного сознания Хейзинга сопровождается понятием «пуелиризм» - наивность, ребячество. Пуелиризм противоположен игровому сознанию, он несет в себе несамостоятельность, грубость, нетерпимость юношества. В основе пуелиризма – путаница игры и серьезного. И наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер. В современной жизни царит суррогат игры: тяга к развлечениям, грубым сенсациям, массовым зрелищам. В пуелиризации культуры роковую роль сыграло вступление в духовное общение полуграмотной массы, приведшее к девальвации нравственных ценностей.

Герман Гессе (1877-1962). Его роман «Игра в бисер» - раздумье о возможности сохранить духовность в царстве Игры. Роман сосредоточен на решении 3-х задач: 1) критика буржуазной культуры; 2) актуализация классического культурного наследия; 3) культурный синтез.

По Гессе,  игра существовала всегда. Свою законченную форму она приобрела в наше время. Современная культура не знала, что делать с духовностью, не сумела отвести духовности подобающее ей место. В результате игра оказалась по ту сторону реальной культуры. Игра – замкнутый прекрасный мир, отчужденный от жизни. Гессе считал, что игра не может быть противопоставлена кризису культуры. Игровая альтернатива несостоятельна. Вследствие этого элитарные попытки игры (сюрреализм, кубизм и т.д.), элитарная отчужденность от существующих жизненных проблем ведет к кризису культуры. Высшее предназначение интеллигенции заключается в служении культуре и в служении обществу, а не в игре.

Гессевская модель культуры не ориентирована на творчество. Она не может быть творческой, поскольку в хаотичном мире не может быть создано что-либо ценное. Нетворческий дух игры обращен к культуре прошлого. Совершенство Гессе видел в классической музыке, в старых воспитательных моделях. Гессе проанализировал кризис духовной культуры западного общества, но не смог дать ответа на вопрос, «каков выход из кризиса?».