Онтогенетический гомеостаз, механизмы его регуляции

Страницы работы

Содержание работы

            ТЕМА: "ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ГОМЕОСТАЗ, МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛЯЦИИ"

I. Научно-методическое обоснование

            Полученные знания и умения будут использованы студентами при изучении нормальной и патологической физиологии, терапии, хирургии, детских и нервных болезней, при работе врачом общей практики.

II. Цель

            1. Научить студентов решать ситуационные задачи по трансплантации тканей на примере переливания групп крови.

            2. Выяснить степень усвоения студентами знаний общих закономерностей гомеостаза, генных, клеточных и системных механизмов гомеостаза.

III. Задачи

           1. Знать общие закономерности гомеостаза, генные, клеточные и системные механизмы гомеостаза.

            2. Уметь решать ситуационные задачи по трансплантации на примере переливания крови.

            3. Ознакомиться с вкладом белорусских ученых в развитие трансплантологии.

IY. Содержание, хронокарта занятия

────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────

  N │                                                         │Время

 п/п│                     Этапы занятия                       │в мин.

────┼─────────────────────────────────────────────────────────┼──────

  1 │                             2                           │  3

────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────

 1.   Вступительное слово. Ответы на вопросы.                     5

 2.   Проверка знаний студентов по контрольным вопросам темы

      методом фронтального опроса.                               55

 2.1  Организм как  открытая  саморегулирующаяся  система.

      Понятие  о гомеостазе.  Общие кибернетические закономер-

      ности гомеостаза.  Значение механизмов  положительных  и

      отрицательных  обратных  связей живого организма.  Меха-

      низмы регуляции гомеостаза.

 2.2  Генные  механизмы гомеостаза в жизнедеятельности органи-

      зма:

      - классификация и характеристика видов трансплантации:

      аутотрансплантация, сингенная трансплантация, аллотранс-

      плантация (гомотрансплантация),  ксенотрансплантация

      (гетеротрансплантация);

      - тканевая и видовая специфичность белков,  их антиген-

      ные свойства;

      - генетика  тканевой  совместимости  как проявление ген-

      ного контроля гомеостаза при трансплантации тканей и ор-

      ганов (система HLA, системы АВО, Rh-фактор и др.);

      - иммунологические механизмы тканевой  несовместимости,

      пути ее преодоления;  понятие о трансплантационном  им-

      мунитете;

      - биоэтические  аспекты трансплантации органов и тканей

      (донорство, определение смерти, коммерциализация донор-

      ства);

      - культивирование  и  консервация  тканей и органов вне

      организма;

      - вклад белорусских ученых в развитие трансплантологии.

 2.3  Клеточные механизмы гомеостаза:

      - регенерация тканей и органов как проявление клеточных

      механизмов гомеостаза,  ее виды (физиологическая  и  ре-

      паративная); регенерация  клетки  и ее виды (внутрикле-

      точная,  клеточная, клеточная и внутриклеточная);  клас-

      сификация  тканей  по  их способности к регенерации;

      - виды репаративной регенерации, способы ее осуществле-

      ния (эпиморфоз, морфолаксис, эндоморфоз, регенерационная

      гипертрофия, регенерационная индукция);

      - особенности  репаративной регенерации у млекопитающих

      и человека  (внутриклеточная,  регенерационная  гипер-

      трофия, полная регенерация);

      - значение проблемы регенерации для биологии и  медици-

      ны.

2.4   Системные механизмы гомеостаза:

      - роль эндокринной и нервной систем в регуляции  гомео-

      статических реакций;

      - биологические ритмы и гомеостаз, медицинское значение

      хронобиологии;

      - особенности гомеостаза при старении.

 2.5  Демонстрация диапозитивов по ходу разбора вопросов темы.

 3.   Тестовый контроль.                                         10

 4.   Подведение итогов опроса. Объяснение ООД по выполнению

      лабораторной работы.                                        5

 5.   Выполнение лабораторной работы.                            45

 6.   Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний

      студентов.                                                 10

 7.   Подведение итогов занятия.  Объяснение ООД по очередной

      теме.                                                       5

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

                                                        ИТОГО:  135

Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач 

            Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия. Провести коллективный разбор вопросов темы.

            В вопросе 2.1 рассмотреть сущность понятия гомеостаза, основные компоненты гомеостаза, принципы и значение механизмов положительной и отрицательной обратных связей живого организма.

            В вопросе 2.2 разобрать генные механизмы гомеостаза в жизнедеятельности организма на примере генетики тканевой совместимости. Рассмотреть классификацию видов трансплантации. 

            Клеточные механизмы гомеостаза (вопрос 2.3) разобрать на примере регенерации тканей и органов, использовать таблицу 1.

            В вопросе 2.4 рассмотреть системные механизмы гомеостаза, подчеркнуть значение изучения биоритмов для врача.

            Лабораторная работа включает решение ситуационных задач по трансплантации на примере переливания крови (практикум для студентов, с.90-91).

            Подвести итоги занятия, проверить протоколы выполнения лабораторной работы. Дать оценку знаний каждого студента по теме. Дать ООД к следующей теме.

YI. Методическое обеспечение занятия 

 Таблицы:

           1. Регенерация млекопитающих (77).

YII. Литература

           1. Лекции.

            2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н. М., Медицина, 1984, с.217-229.

            3. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев, Вища школа, 1987, с.178-214.

            4. Бекиш О.-Я. Л., Храмцова Л. А. Практикум по биологии и общей генетике. Витебск, 1997, тема N 21.

            5. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология. Витебск, 1997, лекция N 15.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
40 Kb
Скачали:
0