Аускультация как метод объективного исследования. Аускультация легких: Методическая разработка для проведения занятия по курсу "Пропедевтика внутренних болезней"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Определять и оценивать основные и добавочные дыхательные шумы.         

3.  Проводить исследование бронхофонии.                          

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Закон Бернулли.

2. Физические основы звука.

3. Анатомия и гистология верхних и нижних дыхательных путей. Доли и сегменты легких. Структурно-функциональная единица легких.

4. Нормальная физиология системы органов дыхания.

5. Анатомические и гистологические особенности строения плевры.

3. Контрольные вопросы по теме занятия.

1.  Что такое аускультация?

2.  Виды аускультации, их преимущества и недостатки.

3.  Физические основы аускультации.

4.  Общие правила аускультации. Правила и техника аускультации легких.

5.  Классификация дыхательных шумов.

6.  Механизм возникновения везикулярного (альвеолярного) дыхания и его характеристика в норме.

7.  Количественные и качественные изменения везикулярного дыхания, их диагностическая значимость.

8.  Что такое бронхиальное (ларинго-трахеальное) дыхание?  Где оно выслушивается в норме?

9.  Патологическое бронхиальное дыхание. Причины возникновения, виды, диагностическое значение.

10.Смешанное дыхание: причины возникновения, диагностическое значение.

11.Что такое добавочные дыхательные шумы?

12.Что такое хрипы, как они классифицируются?

13.Причины и механизм возникновения сухих хрипов.

14.Причины и механизм возникновения влажных хрипов.

15.Диагностическое значение выявления хрипов.

16.Что такое крепитация? Механизм ее возникновения и отличия от влажных хрипов.

17.Шум трения плевры и механизм его возникновения, отличительные особенности.

18.Специфические аускультативные феномены, выявляемые при гидропневмотораксе.

19.Что такое бронхофония? Методика ее выявления и диагностическое значение.

4. Практическая часть занятия.

1. Методика аускультация легких (см. в ходе занятитя, п.4).

2. Методика исследования бронхофонии (см. в ходе занятия, п.19).

5. Ход занятия.

В ходе занятия отрабатываются практические навыки (п.4), обсуждаются основные контрольные вопросы по теме занятия.

1. Что такое аускультация? 

Аускультация – это метод исследований, заключающийся в выслушивании звуковых явлений, возникающих в организме в результате колебаний тех или других элементов его, и в суждении по характеру звука о физическом состоянии организма.

2. Виды аускультации, их преимущества и недостатки.      

1.  Непосредственная аускультация (производится путем прикладывания уха к больному).

2.  Посредственная аускультация (производится при помощи стетоскопа или фонендоскопа).

Достоинствами непосредственной аукультации являются:

-  позволяет выслушивать более слабые и высокие звуки;

-  позволяет выслушивать сразу большую площадь тела;

-  выслушиваются естественные звуки;

-  врач получает осязательные ощущения (это важно при выслушивании добавочных тонов сердца – III, IV).

Недостатками непосредственной аукультации являются:

-  трудность в локализации звуков, особенно при выслушивании сердца;

-  невозможность выслушивания ряда областей грудной клетки (надключичные и подмышечные области), шеи;

-  негигиеничность.

Достоинствами посредственной аускультации являются:

-  гигиеничность;

-   удобство для больного и врача;

-  возможность локализовать место возникновения звуков;

-  возможность выслушивать зоны, недоступные непосредственному методу;

-  гибкий стетоскоп позволяет выслушивать больного при любом положении его тела;

-  удобство при исследовании детей раннего возраста, тяжелых и обездвиженных больных;

-  усиление звука.

Недостатками посредственной аускультации являются:

-  искажение звука (необходимо пользоваться одним стетоскопом, врач к нему привязан);

-  большое количество дополнительных шумов, обусловленных применением стетофонендоскопа.

3. Каковы физические основы аускультации легких?

Возникновение звука – есть результат маятникообразных движений (колебаний) выведенного из состояния покоя тела. Если тело однородно по своему составу, то оно совершает периодические колебания, если неоднородно – непериодические колебания. Колебания тела вызывают в окружающем воздухе ряд попеременных сгущений и разрежений, которые распространяясь во все стороны в форме звуковой волны, достигают нашего уха и вызывают раздражение слухового аппарата с той же последовательностью и частотой, с которой колеблется выведенный из состояния равновесия тело. В случае периодических колебаний звуковое ощущение обладает характерной для музыкальных звуков тональностью и обозначается как тон, в случае непериодических  - возникает звуковое ощущение, лишенное тональности - шум.

От величины амплитуды колеблющегося тела зависит сила или громкость звука (прямая зависимость). На громкость звука влияет также расстояние от источника звука. Чем больше глубина залегания источника звука (например, в легком), тем меньше громкость звука. От числа колебаний в  секунду, совершаемых телом, зависит высота тона, чем больше колебаний

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
177 Kb
Скачали:
0