Специфика марксистской философии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

метод исследования и самостоятельную оценку результатов труда. Это позволило все взаимоотношения ученых и философов поставить на здоровую почву. Следует отметить, что К. Маркс и Ф. Энгельс не считали указанные функции философии раз и навсегда установленными, а видели в них только основополагающие ориентиры для дальнейшего постепенного освобождения ученых, исследователей от остатков технократизма и натурфилософизма, которые и по сей день дают о себе знать. Порывая с привычной многовековой традицией, К. Маркс и Ф. Энгельс сделали предметом своего философского анализа бытия в некотром роде нефилософские вопросы, развивая при этом новое понимание роли философии как методологии познания реальной жизни. «До сих пор, - саркастически замечал К. Маркс, - философы имели в своем письменном столе разрешение всех загадок, и глупому непосвященному миру оставалось только раскрыть рот, чтобы ловить жареных рябчиков абсолютной науки» . Но время радикально изменилось, и отношение к жизненным проблемам становилось иным, а значит, и требования к философии становились совершенно другими. Теперь от нее ждали не просто объяснения факта, а глубокого его осмысления. «Теперь, - пишет К. Маркс, - философия стала мирской; это неопровержимо доказывается тем, что само философское сознание не только внешним, но и внутренним образом втянуто в водоворот борьбы» , «неся людям свет знания и свободы» . На протяжении всего существования марксисткой философии ее многочисленные приверженцы не только комментировали диалектический материализм и популяризировали его положения, но и развивали как принципиально новый (диалектический) метод познания природы, общества, способный научно раскрыть все природные тайны бытия. Классики новой философии были уверены, что все естествоиспытатели, освободившись от разного рода идеалистических и антидиалектических заблуждений, обязательно придут к диалектическому материализму. Однако история научного познания показала, что многие ученые, хорошо усвоив ключевые положения марксистской философии, такие, например, как принцип относительности истины или идея о всеобщей связи явлений и т.д., не становились при этом диалектическими материалистами. Даже само стремление сделать таковыми всех ученых, с научной точки зрения, неправомерно. Ведь сам предмет научного познания (как и его методы) не зависит от диалектического материализма даже в том случае, если в научных исследованиях применяются те или иные принципы материалистической диалектики. Последнюю следует понимать только как философскую, но не общенаучную теорию (метод), отнюдь не умаляя ее мировоззренческую и методологическую роль, а также ее эвристическое значение для каждой науки, включая медицинскую. Специфика новой философии состоит и в том, что ее создатели распространили свое учение на общество, наполнив историю осмысления развития человечества строгой «логикой» материалистической диалектики. Они доказывали, например, что только в органическом единстве, взаимовлиянии материализм и диалектика становятся действительно всеобщими, охватывающими все сферы земного бытия (природы

Похожие материалы

Информация о работе