Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Острые заболевания органов дыхания: острые пневмонии, бронхиты. Дифференциальный диагноз с хроническими бронхо-легочными процессами: Методическая разработка

Страницы работы

Содержание работы

Новосибирский медицинский институт.

Кафедра детских болезней лечебного факультета.

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Острые заболевания органов дыхания: острые пневмонии, бронхиты. Дифференциальный диагноз с хроническими бронхо-легочными процессами.

Методическая разработка для студентов V курса стоматологического факультета.

Новосибирск 1999 г.


I Актуальность темы:

Острые заболевания органов дыхания у детей составляют около 80% в структуре детской инфекционной заболеваемости. Диагностика таких нозологических форм, как острый стенозирующий ларинготрахеит, бронхит (простой, обструктивный), бронхиолит и пневмония имеет важное практическое значение, так как своевременная, патогенетически  обоснованная терапия является основой снижения детской смертности, заболеваемости и профилактирует развитие хронических бронхо-легочных заболеваний.

II Цель занятий:

Научить студентов выявлять семиотику поражения органов дыхания, знать основные особенности строения и функций органов дыхания у детей, правильно диагностировать стенозирующий ларинготрахеит, бронхит, бронхиолит, пневмонию и назначать комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий.

III. Задачи:

1. Научить студентов проведению физикальных методов обследования (перкуссии, аускультации, подсчету частоты дыхания, выявлению признаков дыхательной недостаточности) у детей.

2.Научить студентов основным критериям диагностики

a)  острого стенозирующего ларинготрахеита

b)  бронхита

c)  бронхиолита

d)  пневмонии

3.  Научить студентов целенаправленно собирать анамнез  и выявлять основные анамнестические и лабораторные признаки, определяющие сущность заболевания.

4.  Подчеркнуть особенности перечисленных заболеваний в детском возрасте.

5.  Научить студентов по совокупности клинических и лабораторных данных оценить состояние больного, стадию болезни, возможные осложнения.

6.  Научить студентов формулировать клинический диагноз в соответствии с современными классификациями, назначать рациональную терапию и план реабилитационных мероприятий.

III Воспитательные задачи.

1.  Показать роль отечественных педиатров-пульмонологов (Таточенко В.К., Гавалов С.М.) в изучении бронхитов, бронхиолитов и пневмоний.

2.  Обратить внимание на значение бытовых факторов, курения, питания для характера течения острых заболеваний органов дыхания у детей.

IV Студенты должны знать:

1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.

2.Этиологию и патогенез вирусного крупа, бронхита, бронхиолита, пневмоний;

3.  Основные критерии диагностики перечисленных заболеваний;

4.  Современную классификацию и определение перечисленных заболеваний;

5.  Механизмы действия лекарственных препаратов, используемых при лечении перечисленных заболеваний;

6.  Особенности дезинтоксикационной терапии при пневмонии

7.  Показания к назотрахеальной интубации при остром стенозирующем ларинготрахеите и ИВЛ при пневмонии;

8.  Летальные осложнения острых заболеваний органов дыхания.

V Студент должен уметь:

1. Проводить перкуссию, аускультацию, подсчет частоты дыхания, соотношение частоты пульса и дыхания, выявлять основные симптомы дыхательной недостаточности у детей

2.  Целенаправленно собрать и оценить анамнез при острых заболеваниях бронхо-легочной системы;

3.  Провести клиническое обследование больного;

4.  Оценить лабораторные данные (общий анализ крови, рентгенограмму органов грудной клетки) больного ребенка.

5.  Сформулировать клинический диагноз;

6.  Выявить осложнения при острых заболеваниях бронхо-легочной системы;

7.  Назначить медикаментозное лечение при острых заболеваниях бронхо-легочной системы;

8.  Выписать рецепты.

VI Хронометраж занятия.

1.   Физикальное обследование детей различного возраста. 20 мин.

2.  Обсуждение этиопатогенетических механизмов развития острых заболеваний бронхо-легочной системы. 10 мин.

3.   Тестовый контроль исходного уровня знаний. 15 мин.

4.   Разбор больных, обоснование диагноза, чтение рентгенограмм. 45 мин.

5.  Обсуждение вопросов лечения, реабилитационных мероприятий. 45 мин.

6.  Тестовый и устный контроль итогового уровня знаний. 35 мин.

7.  Задание на дом. 10 мин.

V. Вопросы к домашнему заданию:

1.   Особенности органов дыхания детей в возрастном аспекте.

2.  Определение вирусного крупа, критерии его тяжести, этиологию, патогенез состояния, а также вопросы дифференциального диагноза острого стенозирующего ларинготрахеита и эпиглоттита, заглоточного и паратонзиллярного абсцесса, дифтерийного крупа.

3.  Определение бронхита, бронхиолита, критерии диагностики, особенности терапии данных заболеваний.

4.  Определение острой пневмонии, современная классификация острой пневмонии.

5.  Особенности пневмоний в зависимости от возраста ребенка.

6.  Критерии диагностики и особенности дифференциального диагноза острой пневмонии.

7.  Механизмы действия препаратов, используемых при лечении острых стенозов гортани, бронхита, бронхиолита и острой пневмонии у детей.

   Перечень рецептов.

·  бронхолитин

·  ацетилцистеин

·  бромун

·  пентамин

·  эуфиллин ( в/в, в/м, per os )

·  бронхомунал

·  пенициллин

·  эритромицин

·  гентамицин

·  фортум

·  преднизолон

·  супрастин.

Материалы для подготовки к занятию.

1.  Лекционный материал. Лекции профессора Соболевой М.К.: «Острый стенозирующий ларинготрахеит у детей», «Бронхит. Бронхиолиты у детей», «Острые пневмонии у детей».

2.  Справочник «Неотложные состояния у детей» под редакцией Ю. Е. Вельтищева, Б.А. Кобринского, М.Медицина,1994.

3.  Гавалов С. М. «Острые пневмонии у детей. Избранные вопросы.» Новосибирск. Издательство НГУ. 270 стр.

4. Л.И. Исаева «Детские болезни», М. Медицина, 1992.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Пульмонология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
0