Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Философия". Часть I. Античная философия, страница 2

2.   Почему мужество не есть только мудрость, только воля или только поступок (чувство благоразумия)?

3.   Почему мужество — это наука (знание) о “добре и зле во всех их проявлениях”?

4.   Почему философ должен быть мужественным? Почему мужество основывается прежде всего на мудрости, а не на чувствах?

Хармид

1.   Что означает: “все — и хорошее и плохое — порождается в теле и во всем человеке душою”?

2.   Чем не является рассудительность и почему? Проанализировать определения.

3.   В каком смысле рассудительность есть самопознание, а в каком нет?

4.   В каком смысле рассудительность — это “наука наук по преимуществу”? Почему она должна руководить всеми другими науками?

5.   В чем душа превосходит тело? Почему она руководит телом, а не наоборот?

6.   Почему познание самого себя — это то же самое, что превращение в философа, познание науки о добре и зле?

Протагор

1.   Кто такой софист? Что такое софистика?

2.   Почему софисты считают, что добродетели (правде и стыду) причастны все люди и ей можно научить каждого, почему Сократ с этим не согласен?

3.   Почему знание добродетели, согласно Сократу, есть высшее благо? А ее незнание — высшее зло?

4.   Не противоречит ли Сократ сам себе, утверждая, что добродетель — это знание и что добродетели нельзя научиться?

5.   Как связаны между собой благо и зло, удовольствие и страдание, хорошие и плохие последствия наших поступков?

6.   В чем отличие мудрости Сократа от мудрости софистов?

7.   Какая мудрость дает человеку arete (наивысшее совершенство)?

8.   Почему для Сократа добродетель — это знание, а знание — это добродетель?

9.   Почему нельзя добровольно быть плохим (дурным)?

10. Почему существует только одна добродетель? В чем она заключается и как ее достигнуть?

Гиппий больший

1.   Что такое прекрасное с точки зрения софиста (Гиппия)? Соответствуют ли приводимые определения логическим критериям?

2.   Почему Сократ не соглашается ни с одним из софистических определений прекрасного? Почему прекрасное не может существовать в реальном (земном) мире?

Горгий

1.   Что такое риторика с точки зрения софистов и за что ее критикует Сократ?

2.   Что такое риторика с точки зрения Сократа?

3.   Почему творить зло, согласно Сократу, хуже, чем терпеть его?

4.   Cоотношение природной и общественной справедливости с точки зрения софистов. Почему Сократ не согласен с софистическим толкованием справедливости?

Гиппий меньший

1.   Проанализируйте следующие софистические парадоксы:

2.   (а) лжец — человек, правдивый и лгущий одновременно;

3.   (б) лучше (достойнее) тот, кто добровольно совершает какой-либо проступок (зло).

Менон

1.   Почему добродетель не есть то, что дается человеку от природы?

2.   Почему добродетель не есть знание, которому можно научиться?

3.   Почему Сократ определяет добродетель как “божественный дар”?

4.   Почему познание Сократ определяет как припоминание?

5.   Чем отличается истинное мнение от знания? В чем они тождественны?

Менон (2 вариант)

1.   Какова композиционная структура диалога “Менон”?

2.   Как Сократ приходит к вопросу: “Менон, как ты узнаешь то, о чем не знал?”

3.   Объясните сократовское определение — “знание есть припоминание” виденного в потусторонней жизни.

4.   Какие выводы следуют из того, что душа никогда не гибнет?

5.   Что означает “припоминать”?

6.   Каков результат поисков определения добродетели?

Евтифрон

1.   Чем не может быть благочестие, согласно Сократу, и почему? Почему благочестие является добродетелью?

Апология Сократа

2.   Почему Сократ не соглашается с выдвинутыми против него обвинениями (старыми и новыми) и в то же время соглашается с вынесенным ему смертным приговором?

3.   В чем Сократ видит свою миссию (назначение) в этом мире?

4.   Что означают слова Сократа, что он никогда не был ничьим учителем?

5.   Почему “мнение большинства” не всегда гарантирует справедливость? Что может, согласно Сократу, всегда гарантировать справедливость?