Орфоэпия: Методические рекомендации и учебные задания по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Страницы работы

Содержание работы

Санкт-Петербургский  гуманитарный университет профсоюзов

Утверждены

Ученым советом

факультета культуры

30 октября 2002 г.,  пр. № 2

Методические рекомендации

и учебные задания

по дисциплине

Русский язык и культура речи

Орфоэпия

(для всех факультетов)

Санкт-Петербург

2003

К а ф е д р а   р у с с к о г о  я з ы к а

Авторы-составители:

доктор филологических наук, профессор Г. А. Мартинович; доцент, кандидат филологических наук З. Н. Пономарева

Рецензенты:

заведующий кафедрой русского языка СПбГУП, кандидат филологических наук А. В. Данилов;

главный редактор издательства “Златоуст”,  кандидат филологических наук А. В. Голубева

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для студентов I курса всех факультетов, изучающих произносительные нормы современного русского языка в рамках дисциплины “Русский язык и культура речи”.

Рекомендации включают основные сведения о нормах литературного произношения, об особенностях произношения гласных, согласных, их сочетаний, отдельных слов и их грамматических форм. Произносительные нормы представлены имеющимися стилистическими вариантами, показаны отклонения от нормы, связанные с воздействием диалектов, профессиональных жаргонов, влиянием устаревших норм.

Содержащиеся в рекомендациях задания будут использованы студентами в процессе подготовки к практическим аудиторным занятиям, непосредственно на занятиях, а также могут быть рекомендованы для самостоятельной работы.

Методические рекомендации позволят студентам не только разобраться в достаточно сложных аспектах нормативного русского произношения, но и сформировать устойчивые навыки владения речевыми нормами родного языка.

Орфоэпия

Орфоэпия [греч. orthos — правильный, epos — речь] — учение о нормах устной речи: о правилах произношения звуков в слове, сочетаний звуков и закономерностях постановки ударения.

В учебных целях орфоэпия подразделяется на:

— акцентологию (постановка ударения);

— произношение (звуков и их сочетаний).

Примерно до конца первой четверти XX века существовало реально и активно дискутировалось в научной литературе разграничение московской и петербургской произносительных норм. Образцовым в то время считалось произношение, принятое в Московском Малом и Художественном театрах. К настоящему времени под влиянием целого ряда причин произошло значительное сближение этих норм, прежде всего за счет утраты многих черт “образцового” московского произношения. Более существенными для культуры речи являются другие противопоставления, например, стили произношения (полный — нейтральный — быстрый), литературное и нелитературное произношение и т. п. Предметом данного изучения, в первую очередь, будет нейтральное литературное (нормативное) произношение.

Акцентология

Обычно отмечают три основных особенности русского литературного ударения.

1. Качественно-количественный характер. Ударный гласный звучит наиболее отчетливо и дольше, чем другие гласные в слове, которые подвергаются той или иной степени редукции (сокращения, ослабления). Например, словосочетание на пароходе произносится как одно фонетическое слово примерно следующим образом [нъпър?ход’ие].

2. Разноместность. В русском языке ударение может падать на любой слог в слове: первый — дерево, второй — начаться, третий — серебро и т. д. Например, в польском языке ударение строго фиксировано и приходится всегда на предпоследний слог — drzevo (дерево), rospoczynac (начинать), srebro (серебро).

3. Подвижность. В различных грамматических формах одного и того же слова ударение может перемещаться: рука, но руку; звали, но звала и т. п., но может и не перемещаться: звонить — звонишь — звонит — звонил…

Перечисленные особенности создают определенные трудности, основные из них.

I. В предложно-именных сочетаниях возможен перенос ударения с существительного на предлог, обычно — в сочетаниях с одно- и двусложными существительными: за год, на зиму, под гору, на берег.

Эту возможность часто используют поэты. Ср., например:

1) На берег выброшен грозою… (Пушкин);

2) Выходила на берег Катюша… (Матусовский).

Задание 1. Расставьте ударение в выделенных предложно-именных сочетаниях. Составьте предложения с сочетаниями, имеющими другие ударения.

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (Пушкин.) 2. Вот свернулись санки, и я на бок — хлоп! Кубарем качуся под гору в сугроб. (Суриков.) 3. …Жужжа роятся пчелы; поют на гнездах птицы, и на небе играют весенние зарницы. (Мей.) 4. Дед долго и любовно по лесу ходит-ходит, порой с былинки малой по часу глаз не сводит. (Мей.) 5. Крестьяне думу думали, а поп широкой шляпою в лицо себе помахивал да на небо глядел. (Некрасов.)

В современном литературном языке отмечается тенденция к постановке ударения на существительное.

II. Смыслоразличительная функция ударения

1. В ряде случаев постановка ударения на предлог или существительное разграничивает смыслы предложно-именных сочетаний:

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
83 Kb
Скачали:
0