Программа дисциплины "Менеджмент" (Темы курсовых работ. Примерный перечень вопросов к экзамену)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

Утверждена

Ученым советом

экономического факультета

4 марта 2002 г., пр.№ 5

ПРОГРАММА

дисциплины

МЕНЕДЖМЕНТ

(специальности 061100 Менеджмент организации

и 060800 Экономика и управление на предприятии)

Санкт-Петербург

2002

Кафедра управления

Составитель

заведующая кафедрой управления СПбГУП, доктор экономических наук,

профессор Н. Д. Стрекалова

Рецензенты:

заведующая кафедрой международного бизнеса, менеджмента и туризма Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, доктор экономических наук, профессор О. А. Страхова;

профессор кафедры управления СПбГУП, кандидат экономических наук

А. Н. Масленников

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Менеджмент» разработана для студентов экономического факультета дневной формы обучения, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство)», а также для студентов заочного факультета, обучающихся по аналогичным специальностям.

Дисциплина относится к числу общепрофессиональных дисциплин, изучаемых студентами в 5-м и 6-м семестре по программе профессиональной подготовки менеджеров и экономистов-менеджеров.

Основная цель изучения дисциплины — системное представление теоретических основ менеджмента, закономерностей и современных тенденций его развития, освоение практических умений и навыков управления организацией.

Дисциплина «Менеджмент» предполагает комплексное рассмотрение проблем и задач административного и функционального управления современными организациями.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать следующие области курса:

— основные понятия, закономерности и принципы управления организацией;

— миссия, цели, функции и задачи управления организацией;

— роль и обязанности менеджеров;

— эволюция теории менеджмента;

— методы и модели выбора решений;

— методы стратегического и тактического управления;

— типы структур управления организацией, принципы их формирования и механизм изменения;

— построение и эксплуатация информационных систем организации и ее коммуникационных сетей;

— организация делопроизводства и документооборота;

— мотивация и выбор форм стимулирования трудовой активности работников;

— методы согласования экономических интересов участников организации (собственников, менеджеров, рабочих и служащих);

— формирование организационной культуры;

— функциональные основы менеджмента организации: управление инновациями, производством, финансами, маркетингом, персоналом.

В результате практических занятий студенты должны уметь:

— решать типовые задачи стратегического, тактического и оперативного управления организацией;

— проектировать и реорганизовывать системы управления;

— разрабатывать организационно-распорядительные документы;

— выбирать эффективные формы оплаты и стимулирования деловой активности работников.

Формы контроля знаний: в течение двух семестров студенты выполняют индивидуальные задания, курсовую работу, по результатам обучения предусмотрены промежуточная и итоговая формы контроля знаний — зачет и экзамен.

Тематический план

Номер и название темы

Всего часов

Аудиторных

в том числе

СРС

лекции

практич. и семинары

Введение

1

1

1

1. Менеджмент: содержание и основные понятия

11

5

3

2

6

2. Системный подход к менеджменту

8

2

2

6

3. История менеджмента

10

4

2

2

6

Раздел I. Основы административного управления организацией

4. Миссия, цель и задачи управления организацией

12

6

2

4

6

5. Разделение труда в управлении

10

4

2

2

6

6. Организационные структуры и основные принципы их построения

24

12

6

6

12

7. Информация и коммуникации в управлении организацией

18

6

4

2

12

8. Модели и методы принятия решений

26

14

6

8

12

9. Система документации: формирование и рационализация

20

8

4

4

12

10. Потребности, мотивы и стимулы в управлении организацией

26

14

6

8

12

11. Организационная культура в системе менеджмента

10

4

2

2

6

12. Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией

16

10

4

6

6

13. Управленческий учет и контроль в менеджменте

10

4

2

2

6

14. Маркетинг-менеджмент

10

4

2

2

6

Раздел II. Основы функционального управления организацией

15. Основы инновационного менеджмента

14

6

4

2

8

16. Менеджмент персонала

12

6

4

2

6

17. Финансовый менеджмент

12

6

4

2

6

18. Производственный менеджмент

10

4

2

2

6

19. Управление маркетингом

10

4

2

2

6

20. Эффективность менеджмента

14

8

4

4

6

ИТОГО

284

132

68

64

152

Введение

Цели и основные задачи дисциплины «Менеджмент». Предмет дисциплины. Структура дисциплины. Значение дисциплины «Менеджмент» в подготовке менеджеров и экономистов- менеджеров. Использование знаний дисциплины в практике управления организацией.

Требования, предъявляемые к знаниям и навыкам студентов в рамках дисциплины «Менеджмент». Используемые формы контроля знаний студентов.

Тема 1. Менеджмент: содержание и основные понятия

Организация и менеджмент. Субъект и объект управления. Менеджер и его роль в организации. Система целей и задач менеджмента. Цикл управления организацией. Административный и функциональный менеджмент.

Тема 2. Системный подход к менеджменту

Понятие системы и ее составляющих. Организация как система. Надсистема и подсистема. Управляющая и управляемые системы. Сущность системного подхода к управлению организацией. Общие закономерности управления различными системами.

Тема 3. История менеджмента

Эволюция теории менеджмента. Классические школы менеджмента: школа научного менеджмента, школа административного менеджмента. Доктрина человеческих отношений. Ситуационный подход. Школа социальных систем. Специфика развития теории управления в работах российских экономистов. Новые тенденции развития теории менеджмента. Современный опыт американского, японского и европейского менеджмента

Похожие материалы

Информация о работе