Программа учебной дисциплины "Культурология" (Тематический план. Примерные вопросы для подготовки к зачетам и экзаменам)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Культура — способ преодоления противоречий между человеком и природой, сознанием и материей. Культура — способ перехода хаотической иррациональности человеческого существования в структурированный и иерархизованный космос.

Культура — качество понимания, переживания и истолкования человеческой реальности. Предельные проблемы человека (жизнь и смерть, время и вечность, конечное и бесконечное) и их культурное постижение. Способы истолкования природы человека в искусстве, философии, науке, религии.

Культура — биологический, социологический, психодуховный космос человека. Биологические характеристики человека в культуре. Культура и природа. Культура и социальное. Человек в сетке общественных отношений. Культура и психическая артикуляция бессознательного в искусстве, философии, религии, обыденной жизни. Духовное начало и способы его проявления в культуре. Менталитет эпохи.

Культура как образ. Художественно-эстетическая целостность культуры. Культура как закон построения целого. Культурно-исторический тип.

Тема 4. Языки культуры

 Теоретическое познание мира в науке. Проблема рационального. Реальность как объективный порядок вещей. Признание в науке возможности постичь мир “таким, каков он есть”. Нравственные коллизии науки. Границы возможностей науки и разума вообще. Нравственные измерения культуры. Должное и сущее в нравственности. Нравственность — измерение бытия в сфере идеального. Добро и зло. Нравственность и парадоксальность человеческой природы.

Художественное сознание в культуре. Специфика художественного. Образное освоение жизни в искусстве. Слияние “Я” и “Не-Я” в эстетическом акте. Воссоздание в искусстве сложностей и противоречий человеческого мира. Искусство как “подражание”.Техника как феномен культуры. Овладение силами природы на путях технического. Техника — “вторая природа” — практический посредник между человеком и миром. Научно-техническая ориентация человека — осуществление “воли к власти”. Техника и “машинизация” жизни. Безграничные возможности технического. Безличность технического и “компьютеризация” человеческого мира. Техника и гуманизм.

Философия в культуре. Поиск в культуре. Поиск конечных смыслов мира и человека. Философия о сущности человека. Субъективно-объективный характер философского знания. Синтез индивидуального и общего в философии и “необходимость себя”.Религиозные смыслы культуры. Религиозное сознание — сфера высших ценностных смыслов человеческого существования. Религиозность и предельные ступени духовности. “Земное” и “небесное” в человеческом бытии. Идея Бога — идея духовного и нравственного Абсолюта. Религиозное сознание и проблема многообразия конфессиональных религий.

Тема 5. Историческая типология культур. Этническое своеобразие культуры

 Культура мифологического типа. Миф — всеобщая основа культуры. Синкретизм мифа. Слияние в мифе сознания и бытия, человека и природы, рационального и мистического. Художественный характер мифа.

Культура античности. Эстетико-пластический характер античной культуры. Телесность и антропоцентризм. Боги и герои. Платоновский мир идей. Аполлоновское и дионисийское начала.

Культура средневеково-христианского мира. Теоцентрический характер средневековой культуры. Мир как творение Бога. Христос — посредник между Богом и людьми. “Второй план бытия”. Символизм средневековой культуры.

Культура Возрождения. Ренессанс — концентрация мира и культуры вокруг человеческой личности. Рождение гуманизма: человек вместо Бога. Безмерность и артистизм ренессансного творчества. Индивидуализм. “Обратная сторона” титанизма.

Культура новоевропейского типа. Разум в новоевропейской культуре. “Знание — сила” и вера в законы природы. Научность  —  идеал знания. Прогресс и просвещение. Механицизм и вытеснение Бога на периферию Вселенной. Место искусства и мистики.

Цивилизация ХХ века за границами “просветительской” культуры. Исчерпание ресурсов “классического” развития. История и время. Культура ХХ века — итог предыдущего движения. Тупики социального, психического, научно-технического. Необходимость выхода к новой духовной парадигме.

Специфические особенности российской культуры. Российская культура как возможность духовного синтеза. Разум и сердце. Вера и знание. Вера как мировоззренческая установка. Проблема Христа. Трагедия свободы. Творческий потенциал и поиски формы.

Этнические характеристики культуры. Этносы и признаки этнических групп. Происхождение, религия, традиции и символы, фольклор, хозяйство. Жизненные циклы этносов и их “пассионарность”. Этнологическая концепция Л. Н. Гумилева. Нация — исторически сложившаяся зрелая этническая общность. Экономика, психический склад, самосознание и культура нации. Национализм, шовинизм и патриотизм. Национальные культуры в контексте общечеловеческих ценностей.

Тема 6. Культура и личность

Понятие личности. Личность как феномен культуры. Личность как лицо, лик, социальная роль. Духовное и Божественное в человеке. Внутренняя целостность, самосознание, социальный статус, индивидуальная неповторимость. Пол и возраст. Психическое в личности, сознательное и бессознательное. Неврозы, механизмы защиты. “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”. Психологические типы.

Ценностные ориентации и поведенческие установки. Базовые потребности личности. Ее социальные роли. Социальный характер. Экзистенциальные ценности человека как личности. Вера, Надежда, Любовь, Добротолюбие, Свобода, Мужество, готовность принять Судьбу. Самоопределение личности и поиски “подлинного Я”. Отчужденные, “неподлинные”, подложные формы личностного бытия. Выявление проблем человека и личности в “вечных образах” искусства (Дон Кихот, Фауст, Гамлет, Отелло, Дон Жуан и др.).

Тема 7. Культура, быт и досуг

Быт как сфера свободной деятельности, домашней работы, потребления, семейного и дружеского общения, просвещения, творчества, развлечений. Хозяйственные, социальные, психологические, нравственные, художественные элементы быта. Быт как “жизненная среда”. Жилище, интерьер, традиции, кухня, гостеприимство. “Семейный очаг”. Психологический климат семьи и соседства.

Быт различных социальных групп в дореволюционной России: дворянства, купечества, интеллигенции, крестьянства, рабочих. Городской и сельский быт советского времени. Образы быта: “лад” народной жизни, “безбытность” интеллигенции, “коммунальный быт”. Перспективы рационализации, технизации, гуманизации, эстетизации быта. Национальные особенности быта. Культурно-духовные ценности быта: беседы, воспоминания, переписка, дневники, мемуары.

Свободное время и досуг. Досуг как деятельность в свободное время, направленная на удовлетворение личных склонностей и потребностей. Развитие личности, отдых, развлечения, творчество.

Тема 8. Духовно-исторические судьбы России: русская культура в мировой цивилизации

Исторические судьбы России, специфические особенности развития русской культуры. Русский национальный тип и противоречия русской души. Христианско-православная религиозность. Россия и Европа, Россия и Азия. Русские мыслители о “русской идее” и исторической миссии России.

Споры славянофилов и западников о прошлом и будущем России. Трагический опыт русской истории и непреходящее значение опыта духовной культуры. Философия и литература русской эмиграции. Советский период культуры, его драмы и противоречия. Задачи политической, экономической, социальной и духовной модернизации, возрождения национальных культур России, их органического включения в мировой культурный процесс.

Примерные вопросы для подготовки к зачетам и экзаменам

1. Предмет культурологического знания.

2. Место культурологии в системе социально-гуманитарных наук.

3. Специфика культурологии как интегративной дисциплины.

4. Культурология как гуманитарная наука.

5. Структура культурологического знания.

6. Становление культурологии: основные исторические этапы.

7. Просветители XVIII века о человеке и культуре.

8. И. Г. Гердер о культуре как духовности и гуманности.

9. Вольтер о человеке и культуре.

10. Противоречие культуры и цивилизации в концепции Ж. Ж. Руссо.

11. Эволюционизм как культурно-историческая школа (Э. Тайлор, Л. Морган, Д. Фрезер, М. Ковалевский, Н. Миклухо-Маклай).

12. Г. В. Ф. Гегель о культуре как саморазвитии Абсолютного Духа.

13. К. Маркс о социально-исторической природе культуры.

14. Кризис культуры в концепциях “философии жизни” (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель).

15. Теория культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

16. Экзистенциалистские концепции человека кульутры (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).

17. “Социальная и культурная динамика” П. Сорокина.

18. Структурно-функциональный метод в культурологии (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Т. Пареже).

19. Игровая концепция культуры и значение феномена игры (Й. Хейзинга).

20. Психоаналитические теории культуры. Проблема бессознательного (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни).

21. “Гуманистический психоанализ” Э. Фромма.

22. Технократические концепции культуры. Культура и массовые коммуникации (М. Иаклюэн, О. Тоффлер).

23. Постмодернизм и постструктурализм в культурологии (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лиотар).

24. “Благоговение перед жизнью” в учении А. Швейцера.

25. Кульутрно-гуманистические взгляды Н. К. Рериха и Е. И. Рерих.

26. “Славянофилы” (И. В. Кириевский, А. С. Хомяков) о природе кульутры и духовных путях России.

27. “Западники” (П. А. Чаадаев, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) о природе культуры и общественно-историческом пути России.

28. Русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин) о человеке, культуре и путях революционного преобразования общества.

29. “Русский космизм” (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский) о “ноосфере” и космическом предназначении человека.

30. Человек, творчество, культура в философии Н. А. Бердяева.

31. Человек и Бог в философии кульутры С. Л. Франка.

32. Пол и культура в концепции В. В. Розанова.

33. А. Белый о природе культуры творчества.

34. И. А. Ильин о духовном возвышении человеческой личности.

35. Д. С. Мережковский: языческое и христианское в культуре.

36. П. А. Флоренский о религиозной природе культуры.

37. Г. Т. Федотов о судьбах русской культуры.

38. Диалектика культуры и мифа в творчестве А. Ф. Лосева.

39. М. М. Бахтин: культура как диалог.

40. культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.

41. Семиотика культуры Ю. М. Лотмана.

42. Систематика культуры М. С. Кагана.

43. Понятие культуры. Многообразие определений культуры.

44. Культура — способ универсального самообнаружения человека в мире

Похожие материалы

Информация о работе