Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Информационные технологии в экономике"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Санкт-Петербургский  гуманитарный  университет  профсоюзов

Утверждены

Ученым советом

экономического факультета

4 марта 2002 г., пр. № 5

методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине

Информационные технологии в экономике

(специальности — 060800 Экономика и управление на предприятии СКС, 061100 Менеджмент организации)

Санкт-Петербург

2003

Кафедра информатики

Автор-составитель

доцент, кандидат технических наук А. В. Спицын

1. Общие положения

Цель методических рекомендаций — расширение мировоззрения и формирование у студентов самостоятельного мышления в области информационных технологий; получение систематических знаний об информационных процессах, системах, средствах и технологиях, используемых в сфере экономики для предпринимательской деятельности; приобретение специальных знаний и умений, необходимых для работы в коллективах и организациях, использующих новые информационные технологии.

В результате выполнения контрольных заданий студенты должны показать:

— знание общих закономерностей и тенденций развития современных информационных технологий и способы их применения на практике;

— умение анализировать информационные процессы в организации и участвовать в проектировании информационных систем, применять программно-аппаратные средства для принятия решений, планирования проектов, управления и организации бизнес-процессов.

2. Методика и темы для самостоятельной работы

В процессе изучения материала студент должен выполнить одну самостоятельную работу, которая состоит из трех заданий:

1. Информационные процессы технологии и средства.

2. Поддержка принятия решений.

3. Организация персонального информационного пространства и планирование проекта.

2.1. Информационные процессы технологии и средства

Общее задание — подробно изучить указанные в варианте задания разделы учебной программы и составить реферат по всем или группе логически связанных тем. Объем реферата не более 10 страниц.

1. Информационные процессы в социуме. Основные этапы информационного процесса. Менеджмент информационных процессов. Финансовый анализ информационных процессов. Особенности информационных процессов на предприятиях СКС. Информационное обследование предприятия. Аналитические, информационные и организационные функции информационных технологий. Методическое, организационное, информационное, программное и аппаратное обеспечение информационных технологий.

2. Проблема внедрения информационных технологий в гуманитарной сфере. Понятие бизнес-процесса. Формализация бизнес-процесса. Нотации для описания бизнес-процессов. Применение стандартного языка моделирования UML.

3. Программное обеспечение предприятия — назначение, номенклатура, аналитический обзор современных версий системного, прикладного и инструментального программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения. Стоимость внедрения и владения. Программное обеспечение “по заказу”. Бесплатные и условно-бесплатные программные продукты, альфа и бета-версии программ. Защита авторских прав.

4. Современные телекоммуникационные системы в деятельности предприятия. Телефонные сети. Пейджинговая связь. Сотовая связь. Корпоративные вычислительные сети. Мобильный доступ к интранет-сетям. Средства групповой работы в распределенной сети. Программно-управляемая офисная техника.

5. Процесс принятия решений. Описание проблемы и поиск альтернатив. Уровни принятия решений — индивидуум, группа, организация. Информационная, модельная и экспертная поддержка принятия решений. Моделирование и анализ экономических задач средствами электронных таблиц. Задачи “Что будет, если?” и “Как сделать, чтобы?”. Задача анализа чувствительности. Применение таблиц подстановки. Методика поиска решений.

6. Экспертные системы. Структура экспертной системы. Характеристика задач, решаемых экспертными методами. База знаний, правила, прямой и обратный логический вывод. Процесс проектирования экспертной системы.

7. Информационное обеспечение социально-культурной деятельности. Архитектура корпоративных информационных систем. Распределенная обработка информации. Краткий обзор технологий на основе COM/DCOM, Active X, CORBA, Java/Jini, XML. Средства автоматизации действий в информационных системах — макросы, сценарии, апплеты, компоненты, программы.

8. Корпоративная база данных (БД). Методы доступа. Язык структурированных запросов SQL. Процесс проектирования БД экономического назначения. Полнота, непротиворечивость, масштабирование и тиражирование БД. Принципы проектирования интерфейса.

9. Информационная система как средство организационного обеспечения деятельности предприятия. Технологии коллективной работы. Личная и групповая информация. Электронная почта в локальной вычислительной сети. Организация персонального информационного пространства. Список контактов, заметки, календарь, дневник. Организация и планирование событий, встреч и собраний. Отслеживание состояния задач. Функции автоматического протоколирования действий на компьютере.

10. Стратегическое, оперативное и текущее управление в организации. Системы управления проектами. Сетевой график проекта, работы, ресурсы, исполнители. Критический путь графика. Управление финансовыми ресурсами. Базовый и промежуточный планы. Контроль за бюджетом проекта. Планирование в условиях ограниченного финансирования.

2.2. Поддержка принятия решений

Общее задание — освоить способы моделирования и анализа экономических

Похожие материалы

Информация о работе