Биологически важные реакции карбонильных сое­динений (альдегиды и кетоны). Реакции окисления

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

З А Н Я Т И Е   N 6

ТЕМА:         Биологически важные реакции карбонильных сое­динений

                                  (альдегиды и кетоны). Реакции окисления

1. ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ: Соединения, содержащие карбониль­ную группу >С=О, в зависимости от характера связанных с ней за­местителей, делятся на альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и их функциональные производные. В альдегидах наряду с углеводородным радикалом карбонильная группа обязательно связана с атомом водо­рода и в целом группу

называют альдегидной. В кетонах оба заместителя имеют  углеводородную          природу.

Для альдегидов и кетонов характерны реакции нуклеофильного присоединения (взаимодействие с водой, спиртами, тиолами, амина­ми, реакции альдольной и кротоновой конденсации и др.), которые являются основой их функционирования in vivo.

2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать знания химических свойств кар­бонилсодержащих соединений для понимания их реакционной способ­ности обуславливающей протекание ряда реакций в биологических системах.

3. ЗАДАЧИ: после изучения темы

студент должен знать:

- классификацию и номенклатуру альдегидов и кетонов;

- особенности электронного строения карбонильной группы;

- важнейшие химические свойства альдегидов и кетонов, являю­щихся основой их биологического функционирования;

-  механизм реакций нуклеофильного присоединения;

студент должен уметь:

- составлять структурные формулы альдегидов и кетонов и да­вать им названия по заместительной и радикально-функциональной номенклатуре;

- составлять уравнения реакций гидратации, ацетализации, альдольной и кротоновой конденсации альдегидов и кетонов и описы­вать их механизм;

- составлять уравнения реакций окисления, восстановления и диспропорционирования альдегидов и описывать их механизм;

- составлять уравнения реакций взаимодействия альдегидов и кетонов с аммиаком и аминами и описывать их механизм;

- составлять уравнения реакций гидролиза ацеталей и полуаце­талей и описывать их механизм;

приобрести практические навыки:

- по составлению структурных формул альдегидов и кетонов;

- по составлению уравнений химических реакций с участием альдегидов и кетонов и описанию их механизмов;

- по выполнению качественных (аналитических) реакций на альдегиды и кетоны.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Оксогруппа >С=О, ее электронное строение и основные характе­ристики двойной связи (энергия, длина).

2. Реакции нуклеофильного присоединения, (AN) механизм.

3. Реакции присоединения-отщепления.

4. Реакции альдольного присоединения (альдольной  конденсации).

5. Реакции диспропорционирования (реакция Канницаро-Тищенко).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ)

1. Методические указания для студентов по теме "Биологически­ важные реакции карбонильных соединение (альдегиды и кетоны). Реак­ции окисления"

2. Учебные таблицы:

а) периодическая система химических элементов Д.И. Менде­леева (1);

б) таблица старшинства функциональных групп по классифи­кации ИЮПАК (12);

в) таблица "Электронные эффекты заместителей" (13);

г) химическая посуда: пробирки, пипетки, спиртовки, водя­ные бани;

д) реактивы, необходимые для проведения лабораторной ра­боты.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСВОЕНИЕМ ТЕМЫ: тексты контрольных работ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ:

1. Напишите схемы реакций:

а) окисления муравьиного альдегида аммиачным раствором окси­да серебра (реакция "серебряного зеркала");

б) восстановления уксусного альдегида и ацетона алюмогидри­дом лития LiAlH4. Какая частица выступает в роли нуклеофила?

в) пропионового альдегида с этиловым и пропиловым спиртом. Опишите механизм. Объясните роль кислотного катализатора и осо­бенности полученных соединений в отношении к гидролизу.

2. Напишите уравнение реакции взаимодействия ацетона с си­нильной кислотой (HCN).

3. Напишите схему альдольной конденсации пропионового альде­гида. Опишите механизм. Будут ли вступать в эту реакцию тримети­луксусный альдегид? Какая структурная особенность предопределяет участие альдегидов в этой реакции?

4. Напишите схему диспропорционирования бензойного альдеги­да.

5. Напишите уравнение иодоформной реакции открытия ацетона.

ПЕРЕЧЕНЬ СОЕДИНЕНИЙ, ФОРМУЛЫ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Формальдегид                                             5. Иодоформ

2. Ацетальдегид                                              6. Ацетон

3. Акролеин                                                     7. Бензальдегид

4. Глицериновый альдегид                            8. Кротоновый альдегид

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 6

ОПЫТ 1. Отношение формальдегида и ацетона к окислению щелоч­ными растворами оксидов тяжелых металлов

1) ОКИСЛЕНИЕ ГИДРОКСИДОМ СЕРЕБРА

Возьмите две пробирки и в каждую из них поместите по 2 капли 5% раствора нитрата серебра AgNO3 и 1 каплю 10% раствора гидрок­сида натрия NaOH. К полученному бурому осадку добавьте по каплям 10% водный раствор аммиака до полного его растворения. Затем в 1-ю пробирку прибавить 4 капли 40% формалина, а во 2-ю - 2 капли ацетона. В 1-й пробирке образуется осадок черного цвета, который при осторожном нагревании может выделяться на стенках пробирки в виде блестящего зеркального налета. Эта реакция носит название реакции "серебряного зеркала". Во 2-й пробирке выпадение осадка не наблюдается при обычных условиях.

ФОРМА ОТЧЕТА:

1. Напишите уравнение реакции "серебряного зеркала". Чем объясняется выпадение осадка черного цвета в 1-й пробирке?

2. Что произойдет с продуктами реакции при дальнейшем их окислении, т.е. при избытке окислителя? Напишите уравнение реак­ции.

2) ОКИСЛЕНИЕ ГИДРОКСИДОМ МЕДИ (II)

Поместите в каждую из двух пробирок по 8-10 капель 10% раст­вора гидроксида натрия и воды, добавьте по 1-5 капель 2% раствора сульфата меди CuSO4. К выпавшему осадку гидроксида меди (II) при­бавьте в 1-ю пробирку 3-6 капель 40% раствора формалина, а во 2-ю - 3-5 капель ацетона. Пробирки осторожно нагрейте до кипения. В 1-й пробирке осадок приобретает сначала желтый цвет, затем - красный и , если пробирка чистая, на ее стенках может выделится металлическая медь ("медное зеркало").

Изменение осадков объясняется различной степенью окисления меди.

Сu(ОН)2           СuОН           Сu2О          Сu

                                 Голубая         Желтая        Красная      Металлическая

                                 окраска           окраска        окраска       медь

ФОРМА ОТЧЕТА:

1. Наблюдается ли выпадение осадка во 2-й пробирке?

2. Напишите реакцию окисления формальдегида гидроксидом меди (II).

ОПЫТ 2. Получение оксима ацетона

В пробирку поместите по 1 лопаточке гидрохлорида гидроксила­мина NH2OH.HCl и кристаллического карбоната натрия (на общем сто­ле) и растворите в 10-25 каплях воды. После выделения основной массы диоксида углерода охладите пробирку и добавьте при хорошем перемешивании 15-20 капель ацетона. Смесь разогревается и выпада­ют белые кристаллы.

ФОРМА ОТЧЕТА:

Напишите схему реакции получения оксима ацетона и опишите механизм.

ОПЫТ 3. Открытие ацетона переводом его в иодоформ

Эта реакция используется в клинических лабораториях и имеет практическое значение для диагностики сахарного диабета.

В пробирку поместите 5 капель раствора иода в иодиде калия и прибавьте почти до обесцвечивания по каплям 10% раствор гидрокси­да натрия. К обесцвеченному раствору добавьте 1-3 капли ацетона. При слабом нагревании от тепла рук выпадает желтовато-белый оса­док с характерным запахом иодоформа.

ФОРМА ОТЧЕТА:

1. Напишите уравнение  реакции  образования  иодоформа.

2. Способен ли этиловый спирт образовывать иодоформ?

ОПЫТ 4. Реакция взаимодействия формальдегида с фуксинсернис­той   кислотой   ( реакция Шиффа)

В две пробирки наливают по 1 мл бесцветного раствора фуксин­сернистой кислоты и добавляют в одну из них несколько капель вод­ного раствора формальдегида, а в другую - несколько капель ацето­на.  В первую пробирку добавляют осторожно 0,5 мл концентрирован­ной НСl. Что наблюдается?

ФОРМА ОТЧЕТА:

1. Написать краткую методику проведения опыта.

ОПЫТ 5. Реакция диспропорционирования водных растворов

                  фор­мальдегида (реакция   Канниццаро).

Поместите в пробирку 2-3 капли 40% формальдегида и добавьте 1 каплю 0,2% раствора индикатора метилового красного. Что наблю­дается?

ФОРМА ОТЧЕТА:

1. Написать краткую методику проведения опыта.

2. Написать уравнение реакции диспропорционирования формаль­дегида. Наличие какого соединения обуславливает кислую реакцию среды?

3. По какому механизму осуществляется реакция диспрорциони­рования формальдегида?

ОПЫТ 6. Реакция альдегидов с нитропруссидом натрия

В пробирку налить 1 мл воды и 2-3 капли ацетона. Затем доба­вить 1 мл 0,5% раствора нитропруссида натрия. После приливания нескольких капель 1н раствора гидроксида натрия смесь принимает красно-фиолетовую окраску, которая затем переходит в желтую.

ФОРМА ОТЧЕТА: 1. Написать краткую методику проведения опыта.

ОПЫТ 7. Окисление этилового спирта

В пробирку поместите 1мл раствора дихромата калия, добавьте столько же разбавленной серной кислоты и 1мл этилового спирта. Осторожно перемешайте, нагрейте - ощущается фруктовый запах ук­сусного альдегида. Раствор приобретает зеленую окраску от образо­вания соли хрома (III)

ФОРМА ОТЧЕТА:

Напишите уравнение реакции окисления этилового спирта дихро­матом калия в кислой среде. Укажите аналитический эффект реакции.

МАТЕРИАЛЫ УИРС:

Реакции нуклеофильного присоединения альдегидов и кетонов, протекающие в организме.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Конспект лекций.

2. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия: Учеб. для студ. мед. институтов. - 2-е изд.перераб и доп. - М.: Медицина, 1991. -  с. 181-194, 213-230.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии/ Под ред. Н.А. Тюкавкиной. - М: Медицина, 1985. - с.92- 108, 128-137.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Г. Тейлор. Основа органической химии для студентов нехи­мических специальностей. - М: Мир, 1989. - с. 113-141.

2. Степаненко Б.Н. Курс органической химии: Учеб.для студ. мед. институтов. - 3-е изд. перераб и доп. - М.: Высшая школа, 1979. -  с. 183-207.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Химия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
49 Kb
Скачали:
0