Экспериментальное исследование возможностей дидактических игр в экологическом образовании дошкольников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Глава 3.  Экспериментальное исследование возможностей дидактических игр в экологическом образовании дошкольников.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу для подтверждения или опровержения выдвинутой нами в начале работы гипотезы мы провели исследования.

Исследования проводились на базе ДОУ № 32 г. Белово.

Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего этапа стало изучение процесса организации экологического образования в ДОУ. Для ее решения использовались следующие методы: анализ документации воспитателей, включенное наблюдение, диагностика, анкетирование.

Из беседы с методистом ДОУ мы узнали, что данное учреждение работает по программе «Радуга». Далее мы провели анкетирование воспитателей с целью определить используют ли педагоги в своей практике программы по экологическому образованию дошкольников и какие методы применяют в эколого-педагогической работы с детьми. В анкетировании принимали  участие 10 человек. Нами использовались анкета, содержащая открытые вопросы, ответы воспитатели писали на бланках (см. приложение 1). Анализ анкет позволил сделать следующие выводы: воспитатели данного ДОУ в своей работе используют элементы программы Николаевой С.Н. «Юный Эколог». Наиболее эффективными методами экологического образования дошкольников четверо опрошенных воспитателей называют наблюдения и труд, три человека – наблюдения, труд, опыты, один человек указывает словесные методы, моделирование наблюдений, опыты, труд и лишь двое воспитателей указывают среди выше указанных методов игру. Так же следует, что 7 человек указали правильную последовательность в организации игры и только 4 человека перечислили все компоненты дидактической игры.

Далее мы проанализировали план работы воспитателей и пришли к выводу о том, что в течение для планируется ряд различных видов игр, в том числе 1-2 дидактические, но мы считаем это количество согласно программе «Радуга» недостаточным. В дидактических играх указывается основная цель, например, «Формировать умение классифицировать овощи, фрукты, ягоды», далее перечислено оборудование. Следует так же отметить, что в старшей группе ДОУ № 32 занятия по экологическому образованию не поводятся, они включены в цикле занятий раздела «Познавательное развитие».

Далее для выявления уровня знаний детей о растительном мире природы мы использовали «Диагностику природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста» О.М. Газиной, В.Г. Фокиной, где выделены следующие  уровни знаний:

Низкий: ребенок имеет не большие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов растительного мира природы; не умеет выделять существенное в объекте, не способен к установлению связей и зависимостей.

Средний: у ребенка имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений, делает попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо.

Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать объекты природы, выделяет в них существенное

Похожие материалы

Информация о работе